Русский космизм. Образ мира, человека, истории (семинар 25.03.2014) — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м |
Petrov (обсуждение | вклад) м |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | 25 марта | + | [[Файл:Seminar 2014 03 25.jpg|right|350px|Афиша семинара]]25 марта 2014 года в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха, в рамках очередного заседания научного семинара «Проблемы русского космизма», ''д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН, сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева'' прочла доклад '''«Русский космизм. Образ мира, человека, истории»'''. |
+ | |||
+ | Русский космизм – течение, объединяющее целый ряд отечественных мыслителей второй половины XIX - XX вв., среди которых есть и представители естественных наук - Подолинский, [[Умов Николай Алексеевич (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)|Умов]], [[Вернадский|Вернадский]], [[Чижевский Александр Леонидович (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)|Чижевский]], Холодный, и философы, богословы - Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский. Синкретическим родоначальником русского космизма призан Федоров, особое место в истории направления занимает наследие Циолковского и Сухово-Кобылина. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Стержневая идея философии русского космизма, объединяющая его естественнонаучную и гуманитарную ветви, - представление о человеке, как о том, перед кем поставлена задача преображения внешнего мира и собственной природы в соответствии с высшим духовно-нравственным идеалом. Речь идет о преодолении природного порядка существования, стоящего на законе взаимного пожирания и борьбы, вытеснения и смерти, об установлении нового, высшего принципа жизни, в основе которого солидарность существ, любовь и бессмертие. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В ходе своей лекции Анастасия Гачева неоднократно подчеркивала, что это высокое уполномочение людского рода имеет в своей основе вовсе не гордынный антропоцентризм, но любовное осознание своей ответственности и долга перед миром, обретающим в нас надежду на избавление от своей смертной, злой судьбы. Для естественнонаучной ветви космизма это обосновывается тем, что в человеке природа приходит к самосознанию и дальнейшие ее эволюционные судьбы напрямую зависят именно от него; для представителей религиозной плеяды течения космизующая роль человека в бытии вытекает из его причастности Божественному началу, призвания быть орудием Логоса, проводником Его преображающего действия в мире. | ||
+ | |||
− | |||
<gallery widths="400px" heights="400px"> | <gallery widths="400px" heights="400px"> | ||
− | |||
Файл:2104 03 25-1.jpg|Участники семинара | Файл:2104 03 25-1.jpg|Участники семинара | ||
</gallery> | </gallery> |
Текущая версия на 19:27, 30 марта 2014
25 марта 2014 года в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха, в рамках очередного заседания научного семинара «Проблемы русского космизма», д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН, сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева прочла доклад «Русский космизм. Образ мира, человека, истории».Русский космизм – течение, объединяющее целый ряд отечественных мыслителей второй половины XIX - XX вв., среди которых есть и представители естественных наук - Подолинский, Умов, Вернадский, Чижевский, Холодный, и философы, богословы - Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский. Синкретическим родоначальником русского космизма призан Федоров, особое место в истории направления занимает наследие Циолковского и Сухово-Кобылина.
Стержневая идея философии русского космизма, объединяющая его естественнонаучную и гуманитарную ветви, - представление о человеке, как о том, перед кем поставлена задача преображения внешнего мира и собственной природы в соответствии с высшим духовно-нравственным идеалом. Речь идет о преодолении природного порядка существования, стоящего на законе взаимного пожирания и борьбы, вытеснения и смерти, об установлении нового, высшего принципа жизни, в основе которого солидарность существ, любовь и бессмертие.
В ходе своей лекции Анастасия Гачева неоднократно подчеркивала, что это высокое уполномочение людского рода имеет в своей основе вовсе не гордынный антропоцентризм, но любовное осознание своей ответственности и долга перед миром, обретающим в нас надежду на избавление от своей смертной, злой судьбы. Для естественнонаучной ветви космизма это обосновывается тем, что в человеке природа приходит к самосознанию и дальнейшие ее эволюционные судьбы напрямую зависят именно от него; для представителей религиозной плеяды течения космизующая роль человека в бытии вытекает из его причастности Божественному началу, призвания быть орудием Логоса, проводником Его преображающего действия в мире.