Амаравелла — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 16 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули (как правило, в составе не перечисляется), Б.А. Смирнов-Русецкий (см.), А.П. Сардан (см.), Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко (см.). Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.
+
Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули , Б.А. Смирнов-Русецкий, А.П. Сардан, Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко.
  
Началась в 1923 г. с "Выставки пяти" (в том числе Фатеев, Микули, Смирнов-Русецкий) и образования группы "Квадрига" (Фатеев, Смирнов-Русецкий, Пшесецкая, Сардан), оформился состав к 1926 г. Увлекались теософией, оккультизмом, философией. Руна, теософка, "духовная мать" кружка, уже много знала о мировоззрении Н.К. Рериха. Смирнов-Русецкий увлекся Н.К., как художником, с юности. От американца Генри Ланца услышали о Музее Рериха и "Корона Мунди". В июне 1926 г. узнали из газет о приезде Рерихов в Москву и познакомились с ними, имели 5-6 встреч по 2-3 часа, одни из первых в России прочитали Учение. "Учитель доволен, как сегодня Фуяма говорил с художниками. Можно им послать книгу. Последователи пригодные" (Дн-8.7.26). Н.К. подарил книги "Зов", "Озарение" и "Пути Благословения". Когда Лихтманы возвращались с Алтая через Москву, художники познакомились с Зинаидой Григорьевной (она дала уже готовую часть рукописи "Общины" и предложила послать по 2 картины в Нью-Йорк), а также с Б.К. Рерихом (см.) и Митусовыми (см.; в 1928 г.). Переписывались с З.Г. до 1930 г., влились в деятельность Общества друзей Музея, получили книжные издания "Общины" и "Агни-Йоги". В 1927 г. (открытие 5 апреля в Нью-Йорке) и весной 1928 г. (в Чикаго) картины художников участвовали в выставках современного искусства в США под эгидой центра Корона Мунди. К этим выставкам и появились название и манифест группы - по условию организаторов.
+
Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.
  
В 1927 г. познакомились с А.В. Соколовым (Вольским), встречавшимся в Н.К. в Лондоне, и А.Е. Быстровым (см.). В феврале 1930 г. Руну арестовали и посадили на 3 года, сослали в Архангельскую область, другие тоже попадали под идеологические репрессии.
+
В 1923 г. четыре художника - Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий - образовали группу "Квадрига". Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и [http://www.tanais.info/art/chernovolenko.html Виктор Черноволенко], и в 1927 г. по предложению Н.Рериха объединение стало называться необычным и красивым именем «Амаравелла». Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных». В том же 1927 г. в Нью-Йорке в художественном центре «Corona Mundi» прошла их выставка.
 +
<!--
 +
"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла".
 +
*1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
 +
*2. Научить этому нельзя.
 +
*3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.
 +
*4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
 +
*5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.
 +
*6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута". -->
  
Продолжая понемногу занятия живописью и очень редко участвуя в выставках, члены группы вынуждены были далее зарабатывать другими способами, например, Руна преподавала ритмику и пластику. Некоторые члены группы с 1957 г. общались с Ю.Н. и С.Н. Рерихами. Во время политической "оттепели" и всплеска фантастики, иногда сообща, смогли понемногу выставлять "космические" произведения, но в полной мере - лишь в 1990-е гг., когда и само название зазвучало вновь. Особенный интерес к их творчеству проявили рериховские общества. 7.10.2000 Н.С. Черных присвоил астероиду N 3762, открытому им 26.8.1976, имя "А.".
+
Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для Амаравеллы, всех [http://www.uralligaculture.ru/print.php?main=main&id=100003 художников-космистов].
  
Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для Амаравеллы.
+
В Нью-Йорке большого признания художники не получили. В 1929 году состоялась последняя выставка художников Амаравеллы. Их судьба сложилась трагически. В 1930 г. была арестована В. Н. Пшесецкая (Руна) и ее художественное наследие погибло (сохранилось лишь пять портретов ее работы). Тогда же был подвергнут краткосрочному заключению А. П. Сардан и он практически оставил живопись. В. Т. Черноволенко был вынужден уйти в производственную деятельность. С. И. Шиголев стал мультипликатором но в 1942 году он был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Б. А. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 г. на второй день войны и неволя длилась четырнадцать лет. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел все эти годы глава группы П. П. Фатеев, он принципиально не искал никаких компромиссов с властью.
  
А.П. Сардан (который был также композитором) писал: "В своих работах я пытаюсь передать синтетическое восприятие времени и динамики пространства, обогащенное гармоническими сочетаниями звуков и красок природы, во всем ее величавом многообразии".Петр Петрович Фатеев (19.8.1891, Москва,-1971) получил художественное образование в студии Ф.И. Рерберга. Участвовал во многих выставках. Автор статьи "О супрематизме К. Малевича" (1917), возможно, и других. В 1922 г. прошла его персональная выставка из 110 картин. После 1930 г. работал в области технического оформления: изготавливал макеты, наглядные пособия для музеев и учебных заведений и т.п. Имел и техническое образование, работал инженером-конструктором. Востоком заинтересовался в 20-летнем возрасте.  
+
<center>[[Файл:Amaravella foto.jpg|400px]]<br>
 +
[[Файл:Chernovolenko. Razdumje.jpg|400px]]<br>
 +
''Виктор Черноволенко (1900-1972).'' Раздумье
  
Анатолий Францевич Микули (1882, Варшава,-1938) – знаменитый скрипач, окончивший училище Московского Филармонического общества по виртуозному отделению, успешно выступавший, дававший частные уроки и читавший лекции о музыке. Автор поэтического сборника (1916). Живописью занимался с юношеских лет. Автор и графических работ и скульптур из корней. Участвовал в выставках. Был репрессирован, умер в лагере.
+
</center>
  
Сергей Иванович Шиголев (1895, Владимир,-1943 или 1951 или 1952) окончил Владимирское реальное училище. В 1918-20 гг. во Владимире работал в естественно-историческом музее. В 1920 г. переехал в Москву и поступил на естественный факультет университета. В 1921-3 гг. занимался в театральной студии им. Ф.И. Шаляпина и работал в ней художественным декоратором, писал эскизы костюмов и т.п. Некоторое время жил в Крюково, работал художником-оформителем в клубе. В 1933 г. занялся мультипликацией. Часть картин о космосе – научно-фантастические. Во время войны его подразделение попало в окружение, после чего он был обвинен в шпионаже, умер в заключении.
+
<hr>
 +
* [http://www.uralligaculture.ru/print.php?main=main&id=100006 Борис Смирнов-Русецкий. Творческий путь (автобиография)]

Текущая версия на 00:26, 13 октября 2014

Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули , Б.А. Смирнов-Русецкий, А.П. Сардан, Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко.

Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.

В 1923 г. четыре художника - Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий - образовали группу "Квадрига". Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко, и в 1927 г. по предложению Н.Рериха объединение стало называться необычным и красивым именем «Амаравелла». Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных». В том же 1927 г. в Нью-Йорке в художественном центре «Corona Mundi» прошла их выставка.

Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для Амаравеллы, всех художников-космистов.

В Нью-Йорке большого признания художники не получили. В 1929 году состоялась последняя выставка художников Амаравеллы. Их судьба сложилась трагически. В 1930 г. была арестована В. Н. Пшесецкая (Руна) и ее художественное наследие погибло (сохранилось лишь пять портретов ее работы). Тогда же был подвергнут краткосрочному заключению А. П. Сардан и он практически оставил живопись. В. Т. Черноволенко был вынужден уйти в производственную деятельность. С. И. Шиголев стал мультипликатором но в 1942 году он был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Б. А. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 г. на второй день войны и неволя длилась четырнадцать лет. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел все эти годы глава группы П. П. Фатеев, он принципиально не искал никаких компромиссов с властью.

Amaravella foto.jpg

Chernovolenko. Razdumje.jpg
Виктор Черноволенко (1900-1972). Раздумье