Казютинский Вадим Васильевич — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | ''Казютинский Вадим Васильевич'' (11.08.1932 - 03.10.2012), спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в. | + | '''Казютинский Вадим Васильевич''' (11.08.1932 - 03.10.2012), спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в. |
<hr> | <hr> | ||
− | |||
− | |||
''Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.'' | ''Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.'' | ||
+ | ===Некролог=== | ||
+ | 3 октября 2012 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался Вадим Васильевич Казютинский (11.08.1932 – 03.10.2012), доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, действительный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, один из ведущих исследователей философии русского космизма, космической философии К.Э. Циолковского, философских оснований космологии. Известный ученый, автор многих научных трудов, он был неутомимым популяризатором науки. Долгие годы руководил секцией философии Центрального дома ученых. Много сил отдал организации ежегодных Научных чтений памяти К.Э. Циолковского в Калуге, изданию сборников по материалам чтений. Мы всегда с радостью ждали Вадима Васильевича в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова. Он неоднократно выступал на философском семинаре при Музее, участвовал в Международных научных чтениях памяти Н.Ф. Федорова. Его доклады о космической философии Циолковского, о его космической этике, о космизме классическом и космизме современном – неотъемлемая и драгоценная часть научной истории Музея-библиотеки.Вадим Васильевич похоронен на Хованском кладбище. | ||
+ | [[Категория: Участники семинара]] [[Категория: Наш синодик]] |
Текущая версия на 15:40, 11 ноября 2014
Казютинский Вадим Васильевич (11.08.1932 - 03.10.2012), спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в.
Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.
Некролог
3 октября 2012 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался Вадим Васильевич Казютинский (11.08.1932 – 03.10.2012), доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, действительный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, один из ведущих исследователей философии русского космизма, космической философии К.Э. Циолковского, философских оснований космологии. Известный ученый, автор многих научных трудов, он был неутомимым популяризатором науки. Долгие годы руководил секцией философии Центрального дома ученых. Много сил отдал организации ежегодных Научных чтений памяти К.Э. Циолковского в Калуге, изданию сборников по материалам чтений. Мы всегда с радостью ждали Вадима Васильевича в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова. Он неоднократно выступал на философском семинаре при Музее, участвовал в Международных научных чтениях памяти Н.Ф. Федорова. Его доклады о космической философии Циолковского, о его космической этике, о космизме классическом и космизме современном – неотъемлемая и драгоценная часть научной истории Музея-библиотеки.Вадим Васильевич похоронен на Хованском кладбище.