Флоренский Павел Александрович — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Флоренский, Павел Александрович [9(21).1.1882, г. Евлах, ныне Азербайджанской ССР, – 15.12.1943] Свою ...») |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Флоренский, Павел Александрович [9(21).1.1882, г. Евлах, ныне Азербайджанской ССР, – 15.12.1943] | + | {{Персона |
+ | |имя = П.А. Флоренский | ||
+ | |оригинал имени = | ||
+ | |портрет = Pavel florenskij.jpg | ||
+ | |размер = | ||
+ | |подпись = <!-- Должна характеризовать портрет --> | ||
+ | |имя при рождении = | ||
+ | |род деятельности = священник, философ, ученый, космист | ||
+ | |дата рождения = 09.01.1882 | ||
+ | |место рождения = | ||
+ | |гражданство = | ||
+ | |подданство = | ||
+ | |дата смерти = 08.12.1937 | ||
+ | |место смерти = | ||
+ | |отец = | ||
+ | |мать = | ||
+ | |супруг = | ||
+ | |супруга = | ||
+ | |дети = | ||
+ | |награды и премии = | ||
+ | |сайт = | ||
+ | |Commons = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | <!--Флоренский, Павел Александрович [9(21).1.1882, г. Евлах, ныне Азербайджанской ССР, – 15.12.1943]--> | ||
Свою жизненную задачу Ф[лоренский] понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом. [...] Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого, развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому схематическому изложению. Построение его — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала. | Свою жизненную задачу Ф[лоренский] понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом. [...] Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого, развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому схематическому изложению. Построение его — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала. | ||
Строка 12: | Строка 36: | ||
Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Ф[лоренский] видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда — интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Ф[лоренский] в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда занятия этимологией и семасиологией. | Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Ф[лоренский] видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда — интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Ф[лоренский] в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда занятия этимологией и семасиологией. | ||
− | + | <br><br> | |
− | + | ''<small>Текст П.А.Флоренского для «Энциклопедического словаря» братьев Гранат (Источник: Флоренский П.А. Автореферат//Сочинения в 4 т. М.: изд-во "Мысль", 1994.- Т.1, с.37-43).</small>'' | |
− | Источник: Флоренский П.А. Автореферат//Сочинения в 4 т. М.: изд-во "Мысль", 1994.- Т.1, с.37-43. | + | <hr> |
+ | [[Флоренский Павел Александрович (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)|Флоренский Павел Александрович (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)]] | ||
+ | <hr> | ||
+ | * [[Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах]] | ||
+ | * ''[[Флоренский Павел Александрович (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)|П. А. Флоренский]]''. [[Флоренский П. А. Органопроекция|Органопроекция.]] [[Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому|П. А. Флоренский - В. И. Вернадскому.]] | ||
+ | * [http://www.orthedu.ru/news/5965-svyashhennik-pavel-florenskij-russkij-leonardo.html Выставка «Священник Павел Флоренский — русский Леонардо»] |
Текущая версия на 20:37, 2 декабря 2018
П.А. Флоренский | |
Род деятельности: |
священник, философ, ученый, космист |
---|---|
Дата рождения: | |
Дата смерти: |
Свою жизненную задачу Ф[лоренский] понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом. [...] Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого, развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому схематическому изложению. Построение его — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала.
Основным законом мира Ф[лоренский] считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием {в т.ч. и социальным}: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству {и братству} — {духовной} смерти.
Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т.е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура.
Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он противополагает реализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т.е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности... Ф[лоренский]... считает всякую систему связною не логически, а лишь теологически и видит в этой логической обрывочности (фрагментарности) и противоречивости неизбежное следствие самого процесса познания, как создающего на нижних планах модели и схемы, а на высших — символы. Языки символики есть одна из существенных проблем теории знания.
...Всякое действие разума существенно антиномично, и все построения его держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал. Непреложная истина — это та, в которой предельно сильное утверждение соединено с предельно же сильным отрицанием, т.е. — предельное противоречие: оно непреложно, ибо уже включило в себя крайнее его отрицание. И поэтому все то, что можно было бы возразить против непреложной истины, будет слабее этого, в ней содержащегося отрицания. Предмет, соответствующий этой последней антиномии, и есть, очевидно, истинная реальность и реальная истина. Этот предмет, источник бытия и смысла, воспринимается опытом.
Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Ф[лоренский] видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда — интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Ф[лоренский] в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда занятия этимологией и семасиологией.
Текст П.А.Флоренского для «Энциклопедического словаря» братьев Гранат (Источник: Флоренский П.А. Автореферат//Сочинения в 4 т. М.: изд-во "Мысль", 1994.- Т.1, с.37-43).
Флоренский Павел Александрович (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)