Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова (доклад А.А. Малиновского, 21.06.2014) — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 23 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | 21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова | + | 21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова был заслушан '''доклад А.А. Малиновского «Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова»''' |
+ | Михаила Светлова [4(17).6.1903 -28.9.1964 ] ныне вспоминают редко. Обычно - или как комсомольского поэта, или как блестящего остроумца. Многие грани его мировоззрения, как и неразрешённые загадки иных его произведений, остаются при этом в тени. | ||
− | + | В своем докладе Александр Малиновский, исследователь творчества М.А. Светлова и поэтов его круга, постарается частично исправить это положение, рассказав о космическом мироощущении автора "Гренады" и "Песни о Каховке". | |
+ | Оказывается, поэтический гений Светлова уносил его ничуть не ниже Лермонтовского, который за 120 лет до полета Гагарина в космос открыл миру, что "спит земля в сияньи голубом". На счету Светлова также есть поэтические космические открытия позже подтвержденные точным знанием. | ||
+ | |||
+ | '''[http://www.nffedorov.ru/w/images/4/46/Malinovskij_kosmicheskie_obrazi_v_poezii_svetlova.pdf''Малиновский А.А. Космические образы в поэзии Михаила Светлова]''' | ||
+ | |||
+ | {{Начало скрытого блока | ||
+ | |Рамка = | ||
+ | |Ссылка = | ||
+ | |Заголовок =О статье и докладе Александра Малиновского | ||
+ | |Шрифт_заголовка = | ||
+ | |Наклон_заголовка = | ||
+ | |Фон_заголовка = | ||
+ | |Выравнивание_заголовка = left; | ||
+ | |Стиль заголовка = | ||
+ | |Шрифт_текста = | ||
+ | |Наклон_текста = | ||
+ | |Фон_текста = | ||
+ | |Выравнивание_текста = left | ||
+ | |Стиль_текста = | ||
+ | }} | ||
+ | Чтение статьи приносит большое филологическое удовольствие: это чуткий, тонкий разбор небесных образов и мотивов светловской поэзии, улавливающий и прослеживающий всякий оттенок поэтического смысла, ярко и полно представляя авторскую вселенную, которой узки рамки не только комсомольской, пролетарской темы, но и целого земного шара. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Отметим также, что послушав доклад Александра Малиновского и заново открыв для себя поэзию Михаила Светлова, мы убедились, что в портретной галерее представителей русского космизма, которая украшает одну из стен Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, ощутимо не хватает светловского портрета, как впрочем и изображений Александра Богданова, Михаила Бахтина, Андрея Платонова и многих других прекрасных мыслителей и писателей XX века, выразивших в своих писаниях космистское мироощущение, ключевая черта которого – переживание кровной, провиденциальной связи всего сущего и человеческой творческой истории, воскрешающей логосный замысел мира, приводящей его в сознательное состояние. Как сказано об этом у Бахтина, выразившего названную целокупность в понятии хронотопа: «Кусок земного пространства должен быть включен в историю человечества, вне которой он мертв и непонятен, с ним нечего делать. Но, с другой стороны, и с историческим событием, с отвлеченным историческим воспоминанием нечего делать, если его не локализовать в земном пространстве, если не понятна необходимость его свершения в определенное время и в определенном месте». Для русских космистов, чей ряд распахнут в историю отечественной мысли и слова, этим определенным местом была вся вселенная, верхняя граница их ойкумены – галактический потолок. Федоров пишет: «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Это ощущение целой вселенной как целины, родной, парующей земли исключительно свойственно также и Светлову. Крайние точки невероятных пространственных осей, наведенных в его стихах, – Харьков и Гренада, Могилев и Меркурий символически уравнены хозяйским отношением поэта, «хозяйским» не в смысле гордынного антропоцентризма, а в значении взятой, обетованной ответственности. Читая светловские «Гренаду», «Рабфаковку», «Хлеб», «В разведке», «Песню», «Песню летчицы», «Голоса» и т.д., переживая полноту места и времени, заключенную в этих стихах, начинаешь лучше понимать и чувствовать прошедший век, его связи и дерзновения, а заодно с этим и федоровскую идею книги как соединяющего и нетленного звена между бывшим, настоящим и будущим. | ||
+ | {{Конец скрытого блока}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | <center> | ||
+ | <div class="youtube" align="center"><youtube width="422" height="229">https://www.youtube.com/watch?v=b7gx3H68wlk</youtube><br>'''Михаил Светлов. «Советские старики».'''</div> | ||
+ | </center> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{poem-on|Собачка}} | ||
+ | <poem> | ||
+ | Летит собачка по вселенной, | ||
+ | Хозяин на земле живет. | ||
+ | Совсем простой, обыкновенной | ||
+ | Она отправилась в полет. | ||
+ | |||
+ | Пред ней созвездья запестрели, | ||
+ | Галактика — ее семья... | ||
+ | Она летит с научной целью — | ||
+ | Собачка милая моя. | ||
+ | |||
+ | Миров широкие объятья | ||
+ | Пред ней распахнуты вдали... | ||
+ | Ей, дорогой, готов отдать я | ||
+ | Всю колбасу со всей земли. | ||
− | + | Принадлежа к простым породам, | |
+ | В немыслимое бытие | ||
+ | Летит собачка... Кислородом | ||
+ | Мы обеспечили ее. | ||
+ | И вот пошла грызня и драка, | ||
+ | И лай на много голосов — | ||
+ | Обыкновенная собака | ||
+ | Гостит в созвездье Гончих Псов. | ||
+ | Скажи: «Гав-гав!» Скажи, родная! | ||
+ | И это будет позывная. | ||
+ | Какая в небесах погода? | ||
+ | Как поживает звезд семья? | ||
+ | В развернутые небосводы | ||
+ | Должна лететь не ты, а я!.. | ||
+ | Она летит все выше, выше, | ||
+ | Сквозь космос и сквозь зодиак, | ||
+ | Ей кажется — она все слышит | ||
+ | Далекий лай земных собак. | ||
− | + | В нем — океан очарованья! | |
+ | Вот он совсем заглох, отстал. | ||
+ | Такое в жизни расставанье | ||
+ | И человек не испытал! | ||
+ | За деревенским палисадом | ||
+ | Собак ночной, протяжный вой... | ||
+ | А что ей выть? Она ведь рядом | ||
+ | Вот с этой самою луной! | ||
+ | |||
+ | О, сколько их в полночном мраке, | ||
+ | Таинственных небесных тел... | ||
+ | Грустит хозяин без собаки, | ||
+ | Как будто он осиротел. | ||
+ | </poem> | ||
+ | {{poem-off|Михаил Светлов, 1957}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | *[http://www.svetlov.su Сайт памяти М.А. Светлова] | ||
− | + | [[Категория:Собор лиц]] |
Текущая версия на 02:56, 23 июня 2022
21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова был заслушан доклад А.А. Малиновского «Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова»
Михаила Светлова [4(17).6.1903 -28.9.1964 ] ныне вспоминают редко. Обычно - или как комсомольского поэта, или как блестящего остроумца. Многие грани его мировоззрения, как и неразрешённые загадки иных его произведений, остаются при этом в тени.
В своем докладе Александр Малиновский, исследователь творчества М.А. Светлова и поэтов его круга, постарается частично исправить это положение, рассказав о космическом мироощущении автора "Гренады" и "Песни о Каховке".
Оказывается, поэтический гений Светлова уносил его ничуть не ниже Лермонтовского, который за 120 лет до полета Гагарина в космос открыл миру, что "спит земля в сияньи голубом". На счету Светлова также есть поэтические космические открытия позже подтвержденные точным знанием.
Малиновский А.А. Космические образы в поэзии Михаила Светлова
Чтение статьи приносит большое филологическое удовольствие: это чуткий, тонкий разбор небесных образов и мотивов светловской поэзии, улавливающий и прослеживающий всякий оттенок поэтического смысла, ярко и полно представляя авторскую вселенную, которой узки рамки не только комсомольской, пролетарской темы, но и целого земного шара.
Отметим также, что послушав доклад Александра Малиновского и заново открыв для себя поэзию Михаила Светлова, мы убедились, что в портретной галерее представителей русского космизма, которая украшает одну из стен Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, ощутимо не хватает светловского портрета, как впрочем и изображений Александра Богданова, Михаила Бахтина, Андрея Платонова и многих других прекрасных мыслителей и писателей XX века, выразивших в своих писаниях космистское мироощущение, ключевая черта которого – переживание кровной, провиденциальной связи всего сущего и человеческой творческой истории, воскрешающей логосный замысел мира, приводящей его в сознательное состояние. Как сказано об этом у Бахтина, выразившего названную целокупность в понятии хронотопа: «Кусок земного пространства должен быть включен в историю человечества, вне которой он мертв и непонятен, с ним нечего делать. Но, с другой стороны, и с историческим событием, с отвлеченным историческим воспоминанием нечего делать, если его не локализовать в земном пространстве, если не понятна необходимость его свершения в определенное время и в определенном месте». Для русских космистов, чей ряд распахнут в историю отечественной мысли и слова, этим определенным местом была вся вселенная, верхняя граница их ойкумены – галактический потолок. Федоров пишет: «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует».
Это ощущение целой вселенной как целины, родной, парующей земли исключительно свойственно также и Светлову. Крайние точки невероятных пространственных осей, наведенных в его стихах, – Харьков и Гренада, Могилев и Меркурий символически уравнены хозяйским отношением поэта, «хозяйским» не в смысле гордынного антропоцентризма, а в значении взятой, обетованной ответственности. Читая светловские «Гренаду», «Рабфаковку», «Хлеб», «В разведке», «Песню», «Песню летчицы», «Голоса» и т.д., переживая полноту места и времени, заключенную в этих стихах, начинаешь лучше понимать и чувствовать прошедший век, его связи и дерзновения, а заодно с этим и федоровскую идею книги как соединяющего и нетленного звена между бывшим, настоящим и будущим.
Михаил Светлов. «Советские старики».
|