Ферраро-Флорентийский собор — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Ферраро-Флорентийский собор''' — собор представителей греческой и латинской церквей, предпринятый по инициативе византийского императора Иоанна VI Палеолога и папы Евгения IV для решения вопроса о соединении церквей, так называемой унии. Открылся в 1438 г. в Ферраре. Главным предметом обсуждения на нем стал вопрос о признании греческой церковью filioque, вы­ражения «и от Сына» (означает исхождение Св. Духа не только от Отца, но и от Бога-Сына), вне­сенного в Символ веры в 569 г. в Испании, на Толедском соборе, принятого затем в Англии, Фран­ции, Римской церкви и ставшего одним из основных вероисповедных различий православия и като­личества. Архиепископ Никейский Виссарион, один из представителей восточной церкви на соборе, активно выступал против filioque. Однако, когда заседания собора в 1439 г. были перенесены во Флоренцию, ради достижения согласия изменил свою точку зрения. Впоследствии за содействие делу унии  был возведен в сан кардинала римской церкви. ''{{ll|1|473}}, примечание''.
 
'''Ферраро-Флорентийский собор''' — собор представителей греческой и латинской церквей, предпринятый по инициативе византийского императора Иоанна VI Палеолога и папы Евгения IV для решения вопроса о соединении церквей, так называемой унии. Открылся в 1438 г. в Ферраре. Главным предметом обсуждения на нем стал вопрос о признании греческой церковью filioque, вы­ражения «и от Сына» (означает исхождение Св. Духа не только от Отца, но и от Бога-Сына), вне­сенного в Символ веры в 569 г. в Испании, на Толедском соборе, принятого затем в Англии, Фран­ции, Римской церкви и ставшего одним из основных вероисповедных различий православия и като­личества. Архиепископ Никейский Виссарион, один из представителей восточной церкви на соборе, активно выступал против filioque. Однако, когда заседания собора в 1439 г. были перенесены во Флоренцию, ради достижения согласия изменил свою точку зрения. Впоследствии за содействие делу унии  был возведен в сан кардинала римской церкви. ''{{ll|1|473}}, примечание''.
 
<hr>
 
<hr>
'''Флорентийская уния''' (подписана 5 июля 1439 г.) за­падной и восточной церквей, подписанная представителями последней ввиду опасности турецкого завоевания Византии, подтверждала верховенство папы, согласие на католические догматы — при сохранении лишь разницы в обрядах. Речь шла о практическом поглощении православия католиче­ством. Но уния осталась только историческим документом, не войдя в силу ни в Византии, ни в России. Последняя открыто отказалась признать постановления Ферраро-Флорентийского собо­ра и объявила еретиком подписавшего унию митрополита Исидора. ''{{ll|1|501}}, примечание''.
+
После раздела церквей католики претендовали на продол­жение практики вселенских соборов. Всего их они насчитывали 14. '''Флорентийская уния''' (''подписана 5 июля'' 1439 г.) за­падной и восточной церквей, подписанная представителями последней ввиду опасности турецкого завоевания Византии, подтверждала верховенство папы, согласие на католические догматы — при сохранении лишь разницы в обрядах. Речь шла о практическом поглощении православия католиче­ством. Но уния осталась только историческим документом, не войдя в силу ни в Византии, ни в России. Последняя открыто отказалась признать постановления Ферраро-Флорентийского собо­ра и объявила еретиком подписавшего унию митрополита Исидора. ''{{ll|1|501}}, примечание''.
  
  

Текущая версия на 10:53, 1 июля 2014

Ферраро-Флорентийский собор — собор представителей греческой и латинской церквей, предпринятый по инициативе византийского императора Иоанна VI Палеолога и папы Евгения IV для решения вопроса о соединении церквей, так называемой унии. Открылся в 1438 г. в Ферраре. Главным предметом обсуждения на нем стал вопрос о признании греческой церковью filioque, вы­ражения «и от Сына» (означает исхождение Св. Духа не только от Отца, но и от Бога-Сына), вне­сенного в Символ веры в 569 г. в Испании, на Толедском соборе, принятого затем в Англии, Фран­ции, Римской церкви и ставшего одним из основных вероисповедных различий православия и като­личества. Архиепископ Никейский Виссарион, один из представителей восточной церкви на соборе, активно выступал против filioque. Однако, когда заседания собора в 1439 г. были перенесены во Флоренцию, ради достижения согласия изменил свою точку зрения. Впоследствии за содействие делу унии был возведен в сан кардинала римской церкви. (I, 473), примечание.


После раздела церквей католики претендовали на продол­жение практики вселенских соборов. Всего их они насчитывали 14. Флорентийская уния (подписана 5 июля 1439 г.) за­падной и восточной церквей, подписанная представителями последней ввиду опасности турецкого завоевания Византии, подтверждала верховенство папы, согласие на католические догматы — при сохранении лишь разницы в обрядах. Речь шла о практическом поглощении православия католиче­ством. Но уния осталась только историческим документом, не войдя в силу ни в Византии, ни в России. Последняя открыто отказалась признать постановления Ферраро-Флорентийского собо­ра и объявила еретиком подписавшего унию митрополита Исидора. (I, 501), примечание.


Почему вселенские соборы прекратились и прекратились ли они? Может быть, последующие соборы ничем в действительности не отличались от преды­дущих и только не были признаны вселенскими? Католики и называли их все­ленскими, мы же, не удовлетворяясь ими, не давали им такого наименования. Так католики Флорентийский собор называют VIII вселенским; но если бы даже на Флорентийском соборе и состоялось примирение, то и тогда нельзя бы было приписывать ему наименование вселенского, ибо такое примирение сде­лало бы лишь возможным вселенский собор; вселенский собор предполагает согласие двух половин, но такого согласия пред Флорентийским собором не было, потому восточная церковь не признала и самой флорентийской унии.

Н.Ф. Федоров (I, 342)