Гачева Анастасия Георгиевна — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
==Сочинения== | ==Сочинения== | ||
− | # | + | |
+ | #Жизнь – смерть – бессмертие в мире русского романтизма // Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? М., 2010; Концепция истории как «работы спасения» в русской мысли XIX–XX вв. // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления. М., 2011. | ||
+ | #Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской эмиграции 1920–1930-х годов // В поисках новой идеологии: Социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920–1930-х годов. М., 2010; | ||
#«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…». Достоевский и Тютчев. М., 2004; | #«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…». Достоевский и Тютчев. М., 2004; | ||
#«Свет ште бити лепота Христова» (Ф.М.Достоjeвски и Н.Ф.Фjoдоров). Беoград: Логос, 2007; | #«Свет ште бити лепота Христова» (Ф.М.Достоjeвски и Н.Ф.Фjoдоров). Беoград: Логос, 2007; | ||
− | # | + | #{{Библ||Гачева_А.Г._«Идеал_ведь_тоже_действительность…»:_Русская_философия_и_литература|«Идеал ведь тоже действительность…»: Русская философия и литература|Москва|Академический Проект|2019|734}} |
#Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: В 2 ч. Ч. 2; Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль первой трети XX в. // Достоевский и XX век. В 2 т. Т. 1. М., 2007; | #Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: В 2 ч. Ч. 2; Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль первой трети XX в. // Достоевский и XX век. В 2 т. Т. 1. М., 2007; | ||
− | # | + | #Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Встречи в русской культуре. М., 2008; |
#Филология на службе философии: Опыт анализа «Трех разговоров» Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2 (26); | #Филология на службе философии: Опыт анализа «Трех разговоров» Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2 (26); | ||
− | # | + | #Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов (в соавт.). М., 2003; |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | *{{E|Гачева_Анастасия_Георгиевна|Работы в рамках проекта «Н.Ф. Федоров. Энциклопедия с онлайн-версией»; избранная библиография}} |
Текущая версия на 13:29, 29 октября 2024
ГАЧЕВА Анастасия Георгиевна (р. 02.12.1966) – специалист по истории рус. философии и рус. космизму, литературовед, д-р филологических наук, ведущий научный сотрудник Ин-та мировой литературы РАН, гл. библиотекарь Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Считая характерной особенностью рус. историософии религиозное истолкование исторического процесса, основанное на стремлении к конечному разрешению судеб мира, Г. выделяет в ней концепцию истории как работы спасения (А. Хомяков, И. Аксаков, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Федотов, А. Горский, Н. Сетницкий, В. Муравьев), основанную на представлении об истории как поле встречи Бога и человека, их преображающего соработничества, захватывающего все сферы и планы жизни, на активно-творческой эсхатологии, идее апокатастасиса. Развитие рус. филос. мысли второй половины XIX – первой трети XX вв. рассматривает под углом столкновения идеи оправдания истории с секулярным прогрессизмом, с одной стороны, и идеей краха и неудачи истории (К.Н. Леонтьев), с другой. Изучает хилиастические мотивы в творчестве рус. мыслителей, подчеркивая их связь с идеями богочеловечества, активного христианства. Обращаясь к философско-общественной мысли рус. зарубежья, представляет духовные искания идеологов пореволюционных течений (сменовеховцев, евразийцев, утвержденцев, новоградцев и др.) как попытку создать целостный проект социального действия, преодолевающий изъяны капитализма и социализма, вносящий христианский идеал в историю. Г. – автор монографии об идейно-художественных и историософских взаимосвязях творчества Достоевского и Тютчева. Исследовала основные линии воздействия идей Федорова на Достоевского и Соловьева. Реконструируя эстетич. систему рус. космизма, Г. кладет в ее основу идею искусства как жизнетворчества, представление о религиозном преображении жизни как конечной цели творческого акта. Г. – составитель и автор научного комментария к Собр. соч. Н. Федорова (в соавт. с С. Г. Семеновой); исследователь и публикатор литературно-философского наследия А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева, К.А. Чхеидзе.
М.А. Маслин. Энциклопедия «Русская философия»
Анастасия Гачева – Библиотекарь года, 2014
Сочинения
- Жизнь – смерть – бессмертие в мире русского романтизма // Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? М., 2010; Концепция истории как «работы спасения» в русской мысли XIX–XX вв. // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления. М., 2011.
- Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской эмиграции 1920–1930-х годов // В поисках новой идеологии: Социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920–1930-х годов. М., 2010;
- «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…». Достоевский и Тютчев. М., 2004;
- «Свет ште бити лепота Христова» (Ф.М.Достоjeвски и Н.Ф.Фjoдоров). Беoград: Логос, 2007;
- «Идеал ведь тоже действительность…»: Русская философия и литература. — Москва: Академический Проект, 2019. — 734 с.
- Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: В 2 ч. Ч. 2; Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль первой трети XX в. // Достоевский и XX век. В 2 т. Т. 1. М., 2007;
- Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Встречи в русской культуре. М., 2008;
- Филология на службе философии: Опыт анализа «Трех разговоров» Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2 (26);
- Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов (в соавт.). М., 2003;