Н.Ф. Федоров. Памятные места — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 30 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
''В.С. Борисов''
+
<center>[[Файл:Karta.jpg|550px|Федоровская карта|link=Карта]]
 +
<big>'''[[Карта|КАРТА ФЕДОРОВСКИХ МЕСТ &nbsp;˃]]'''</big></center><br>
  
В настоящее время документально установлено пребывание и проживание Н.Ф. Федорова в 18 городах Российской Империи:в Ашхабаде, Богородицке, Богородске, Боровске, Воронеже, Воскресенске, Керенске, Липецке, Москве, Одессе, Одоеве, Подольске, Сасове, Сергиевом Посаде, Тамбове, Ташкенте, Угличе, Шацке... побывал на Памире.
+
 
 +
 
 +
К настоящему времени '''[[Места жительства и пребывания Н.Ф. Федорова|документально установлено пребывание и проживание Н.Ф. Федорова]]''' во многих городах Российской Империи: в Ашхабаде, Богородицке, Богородске, Боровске, Воронеже, Воскресенске, Керенске, Липецке, Москве, Одессе, Подольске, Сергиевом Посаде, Тамбове, Ташкенте, Угличе, Шацке... Побывал Федоров и в предгорьях Памира.
  
 
Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.
 
Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.
  
В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения.Во-первых, сам автор называл его иногда «Кремлевским вопросом», особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.  
+
В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения. Во-первых, сам автор называл его иногда [http://nffedorov.ru/texts/nff/3p.pdf#page=322 «Кремлевским вопросом»], особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Московский университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.  
  
 
Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего. <br>
 
Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего. <br>
 
I. 1884, 1885, 1886 гг. - д. 12 Сергеевой в Пречистенскйо части.<br>
 
I. 1884, 1885, 1886 гг. - д. 12 Сергеевой в Пречистенскйо части.<br>
II. 1901, 1902, 1903 гг. - д. 10 Карташова в Пресненской части в Девятинском пер.
+
II. 1901, 1902, 1903 гг. - д. 10 Карташова в Пресненской части в Девятинском пер.<br>
 
III. 1890-1898 гг. - д.9 Иванова по Молочному пер. у стен Зачатьевского монастыря.<br>
 
III. 1890-1898 гг. - д.9 Иванова по Молочному пер. у стен Зачатьевского монастыря.<br>
Последний дом был по каким-то причинам самым подходящим для Н.Ф. Федорова. От места службы недалеко. По дороге:храм Христа Спасителя; церковь Ильи Пророка Обыденная (см. его статьи об обыденных храмах); печатня Снегиревой, где уже после смерти Федорова будет напечатан второй том «Философии общего дела». Л.Н. Толстой указывает на 1881 год (почему?), как знакомства с Н.Ф. Федоровым и посещением каморки мыслителя в Зачатьевском переулке. Возможно это неточность писателя или еще один пока неизвестный адрес. Кроме этого, они встречались в Румянцевской библиотеке. Во дворе Библиотеки при храме св. Николая, Федоров предлагал построить обыденный храм.Судя по списку адресов, у Н.Ф. Федорова дважды так складывалась жизнь, что он несколько раз в сезон менял свой адрес. Так, в 1875 году он преезжал 4 раза, а в последний год жизни, Николай Федорович в буквальном смысле не находил себе места и переезжал 6(!) раз.
+
Последний дом был по каким-то причинам самым подходящим для Н.Ф. Федорова. От места службы недалеко. По дороге:храм Христа Спасителя; церковь Ильи Пророка Обыденная (см. его [http://nffedorov.ru/texts/nff/3p.pdf#page=7 статьи об обыденных храмах]); печатня Снегиревой, где уже после смерти Федорова будет напечатан второй том «Философии общего дела». Л.Н. Толстой указывает на 1881 год (почему?), как знакомства с Н.Ф. Федоровым и посещением каморки мыслителя в Зачатьевском переулке. Возможно это неточность писателя или еще один пока неизвестный адрес. Кроме этого, они встречались в Румянцевской библиотеке. Во дворе Библиотеки при храме св. Николая, Федоров предлагал построить обыденный храм. Судя по списку адресов, у Н.Ф. Федорова дважды так складывалась жизнь, что он несколько раз в сезон менял свой адрес. Так, в 1875 году он преезжал 4 раза, а в последний год жизни, Николай Федорович в буквальном смысле не находил себе места и переезжал 6(!) раз.
 +
 
 +
И наконец, из последнего пристанища д. 6 Баркашова, Мещанской части, 3 участка (это в районе театра зверей Дурова), где он был прописан с 29 октября, его перевозят 11 декабря в ближайшую больницу. Ею оказывается Мариинская больница для бедных. Та самая, где в одном из флигелей родился Ф.М. Достоевский, который мысли Федорова «прочел как бы за свои» и мечтал с ним встретится. Но не успел. Там, где родился великий русский писатель, оказался великий русский мыслитель.В этот день в паспорте Федорова поставили штамп «Сущевская часть, 3 участок, дом 2. Явлен и записан на излечение. По этому адресу 15 декабря 1903 года Николай Федорович Федоров умер.
  
И наконец, из последнего пристанища д. 6 Баркашова, Мещанской части, 3 участка (это в районе театра зверей Дурова), где он был прописан с 29 октября, его перевозят 11 декабря в ближайшую больницу.Ею оказывается Мариинская больница для бедных. Та самая, где в одном из флигелей родился Ф.М. Достоевский, который мысли Федорова «прочел как бы за свои» и мечтал с ним встретится. Но не успел. Там, где родился великий русский писатель, оказался великий русский мыслитель.В этот день в паспорте Федорова поставили штамп «Сущевская часть, 3 участок, дом 2. Явлен и записан на излечение. По этому адресу 15 декабря 1903 года Николай Федорович Федоров умер.
+
<p style="text-align:right">{{e|Борисов_Валерий_Семенович|В.С. Борисов}}</p>
  
*'''[[Места жительства и пребывания Н.Ф. Федорова]]'''
+
*[[Галерея#goroda|Города, в которых побывал Н.Ф. Федоров]]
 +
*[[Могила Н.Ф. Федорова]]
 +
*[http://enc-nffedorov.ru/w/images/5/5b/Geo.xlsx Частотный словарь федоровских топонимов]

Текущая версия на 17:50, 23 августа 2024

Федоровская карта КАРТА ФЕДОРОВСКИХ МЕСТ  ˃


К настоящему времени документально установлено пребывание и проживание Н.Ф. Федорова во многих городах Российской Империи: в Ашхабаде, Богородицке, Богородске, Боровске, Воронеже, Воскресенске, Керенске, Липецке, Москве, Одессе, Подольске, Сергиевом Посаде, Тамбове, Ташкенте, Угличе, Шацке... Побывал Федоров и в предгорьях Памира.

Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.

В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения. Во-первых, сам автор называл его иногда «Кремлевским вопросом», особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Московский университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.

Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего.
I. 1884, 1885, 1886 гг. - д. 12 Сергеевой в Пречистенскйо части.
II. 1901, 1902, 1903 гг. - д. 10 Карташова в Пресненской части в Девятинском пер.
III. 1890-1898 гг. - д.9 Иванова по Молочному пер. у стен Зачатьевского монастыря.
Последний дом был по каким-то причинам самым подходящим для Н.Ф. Федорова. От места службы недалеко. По дороге:храм Христа Спасителя; церковь Ильи Пророка Обыденная (см. его статьи об обыденных храмах); печатня Снегиревой, где уже после смерти Федорова будет напечатан второй том «Философии общего дела». Л.Н. Толстой указывает на 1881 год (почему?), как знакомства с Н.Ф. Федоровым и посещением каморки мыслителя в Зачатьевском переулке. Возможно это неточность писателя или еще один пока неизвестный адрес. Кроме этого, они встречались в Румянцевской библиотеке. Во дворе Библиотеки при храме св. Николая, Федоров предлагал построить обыденный храм. Судя по списку адресов, у Н.Ф. Федорова дважды так складывалась жизнь, что он несколько раз в сезон менял свой адрес. Так, в 1875 году он преезжал 4 раза, а в последний год жизни, Николай Федорович в буквальном смысле не находил себе места и переезжал 6(!) раз.

И наконец, из последнего пристанища д. 6 Баркашова, Мещанской части, 3 участка (это в районе театра зверей Дурова), где он был прописан с 29 октября, его перевозят 11 декабря в ближайшую больницу. Ею оказывается Мариинская больница для бедных. Та самая, где в одном из флигелей родился Ф.М. Достоевский, который мысли Федорова «прочел как бы за свои» и мечтал с ним встретится. Но не успел. Там, где родился великий русский писатель, оказался великий русский мыслитель.В этот день в паспорте Федорова поставили штамп «Сущевская часть, 3 участок, дом 2. Явлен и записан на излечение. По этому адресу 15 декабря 1903 года Николай Федорович Федоров умер.

В.С. Борисов