Казютинский Вадим Васильевич — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
''Казютинский Вадим Васильевич'' (11.08.1932 - 03.10.2012),  спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в.
+
'''Казютинский Вадим Васильевич''' (11.08.1932 - 03.10.2012),  спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в.
 
<hr>
 
<hr>
 
 
 
''Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.''
 
''Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.''

Версия 08:46, 8 декабря 2013

Казютинский Вадим Васильевич (11.08.1932 - 03.10.2012), спец. в обл. филос. и методол. науки, филос. оснований астрономии, космологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф-т Киевского гос. ун-та (1956) по спец. "астрономия", асп. ИФ АН СССР (1961). Работал ст; лаборантом (1956—1958); с 1962 — в ИФ АН СССР (РАН): мл., ст. (с 1968), вед. (с 1990) н. с. Докт. дисс. — "Традиции и революция в современной астрономии" (1993). Действ. чл. Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991). Обл. науч. интересов К. — филос. и методол. науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в науч. познании; филос. основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; иссл. рус. космизма, особенно космич. филос. К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революц. сдвигов в науке привело К. к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции соц. На основе этой идеи разработана модель динамики совр. астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концепт. изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и др. иссл. программ. Анализ понятия "мир" в филос. контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел К. к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т. е. "все существующее" лишь с т. зр. данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации разл. формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии. Изучение космич. филос. К.Э.Циолковского привело К. к выводу, что ее осн. идеи и смыслы возникли на пересечении филос. традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в.


Соч.: Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961; Революция в астрономии. М., 1968; Философские проблемы космологии. М., 1970; Вселенная, астрономия, философия. М.,1972; Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986; Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990; Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991; Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклас-сическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991; Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992; Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия,наука, цивилизация. М., 1999.