Гачев Георгий Дмитриевич — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м |
Petrov (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 82: | Строка 82: | ||
{{poem-off|15 апреля 2008, Пафос}} | {{poem-off|15 апреля 2008, Пафос}} | ||
− | {{poem-on|Инна Кабыщ.На смерть Г. Гачева}} | + | {{poem-on|Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева}} |
<poem> | <poem> | ||
− | Крики и слёзы, и скрежет колёс.Кто говорит, что у нас бездорожье?Давеча Гачева поезд | + | Крики и слёзы, и скрежет колёс. |
+ | Кто говорит, что у нас бездорожье? | ||
+ | Давеча Гачева поезд увёз | ||
+ | Из Переделкина в Царствие Божье. | ||
</poem> | </poem> | ||
{{poem-off|}} | {{poem-off|}} | ||
Строка 93: | Строка 96: | ||
В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью «Разум восхищенный» Георгия Гачева, помещенную в этой книге в качестве '''[http://www.nffedorov.ru/w/images/0/07/Gachev_belgrad.pdf послесловия]'''.--> | В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью «Разум восхищенный» Георгия Гачева, помещенную в этой книге в качестве '''[http://www.nffedorov.ru/w/images/0/07/Gachev_belgrad.pdf послесловия]'''.--> | ||
[http://www.facebook.com/groups/299772276817683 Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook] | [http://www.facebook.com/groups/299772276817683 Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook] | ||
− | == | + | ==Книги Г. Гачева== |
− | * | + | *Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы |
− | + | первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | *Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с. | |
− | + | ||
− | + | *Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» ЧингизаАйтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | * | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | * | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− |
Версия 14:55, 23 марта 2014
Г.Д. Гачев | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Москва |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Переделкино |
Сайт: |
Георгий Дмитриевич Гачев – философ, культуролог, литературовед и эстетик.
Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).
Содержание
Взгляды и творчество
Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.
Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.
Из фильма Валерия Балаяна
{{#widget:YouTube|id=TAKyAn_bTDk|width=320px|height=270px}}
Георгию Гачеву. Стихотворения
|
|
|
Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook
Книги Г. Гачева
- Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы
первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с.
- Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с.
- Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» ЧингизаАйтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с.