Сергий Радонежский — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 7: Строка 7:
 
'''Николай Федоров о прп. Сергие Радонежском:'''
 
'''Николай Федоров о прп. Сергие Радонежском:'''
  
'''I том:''' {{l-|1|11}}, {{l-|1|11}}64, {{l-|1|11}}68, {{l-|1|119}}, {{l-|1|470}}, {{l-|1|475}}, {{l-|1|506}}, {{l|1|513}}
+
'''I том:''' {{l-|1|11}}, {{l-|1|11}}, {{l-|1|11}}, {{l-|1|119}}, {{l-|1|470}}, {{l-|1|475}}, {{l-|1|506}}, {{l|1|513}}
  
 
II, 156, 193, 248, 342, 364, 366, 465, 482-483; III, 13, 20, 28, 31-34, 40-41, 46-48, 51-58, 63-65, 69-75, 122,127-128, 130-131, 133-134, 136, 179-180, 203, 205, 435, 440, 444, 458-459, 466,471, 477, 551, 557-558, 572, 577-579, 584-585, 588-589, 592, 595, 601,606-609, 612-616, 633, 703, 706-707, 712, 736; IV, 15, 173, 250, 252,258-259, 269, 272, 276, 278, 283, 298-299, 384, 474; Д, 220, 228, 277-279, 283, 290-291,293, 296-298, 340, 352, 359, 364, 406, 417, 419, 433-434, 478,525-527
 
II, 156, 193, 248, 342, 364, 366, 465, 482-483; III, 13, 20, 28, 31-34, 40-41, 46-48, 51-58, 63-65, 69-75, 122,127-128, 130-131, 133-134, 136, 179-180, 203, 205, 435, 440, 444, 458-459, 466,471, 477, 551, 557-558, 572, 577-579, 584-585, 588-589, 592, 595, 601,606-609, 612-616, 633, 703, 706-707, 712, 736; IV, 15, 173, 250, 252,258-259, 269, 272, 276, 278, 283, 298-299, 384, 474; Д, 220, 228, 277-279, 283, 290-291,293, 296-298, 340, 352, 359, 364, 406, 417, 419, 433-434, 478,525-527

Версия 02:57, 13 июля 2014

Рака с мощами прп. Сергия

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321—91) — русский святой, церковный и политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий монастырь, где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им монастыря. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем монастыре общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Монастырь при Сергие Радонежском еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15—17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в монастыре, прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в монастырском храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству Сергий Радонежский приобрел на Руси исключительный духовно-нравственный авторитет. За советом к Сергию шли как простые люди, так и правители государства. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам Сергий и особенно его ученики основали немало новых монастырей, основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов монастырь ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). Сергий Радонежский после смерти стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422—23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. Сергий Радонежский почитается как общероссийский святой Память празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).


« Преподобный Сергий... более всех приблизился к учению о Троице как образцу для людей, взятых не в отдельности, а в их совокупности, ибо он, введя в Московском Государстве общежитие, которое было восстановлением первоначальной христианской общины, общины апостольского дела, у которой было одно сердце и одна душа, поставил храм Троицы, по выражению жизнеописателя Преподобного, как зерцало для собранных им в единожитие, чтобы «взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистною раздельностью мира»
»

Николай Федоров о прп. Сергие Радонежском:

I том: 11, 11, 11, 119, 470, 475, 506, I, 513

II, 156, 193, 248, 342, 364, 366, 465, 482-483; III, 13, 20, 28, 31-34, 40-41, 46-48, 51-58, 63-65, 69-75, 122,127-128, 130-131, 133-134, 136, 179-180, 203, 205, 435, 440, 444, 458-459, 466,471, 477, 551, 557-558, 572, 577-579, 584-585, 588-589, 592, 595, 601,606-609, 612-616, 633, 703, 706-707, 712, 736; IV, 15, 173, 250, 252,258-259, 269, 272, 276, 278, 283, 298-299, 384, 474; Д, 220, 228, 277-279, 283, 290-291,293, 296-298, 340, 352, 359, 364, 406, 417, 419, 433-434, 478,525-527