Лермонтов Михаил Юрьевич — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
<br> | <br> | ||
{{poem-on|}} | {{poem-on|}} | ||
− | |||
<poem> | <poem> | ||
Выхожу один я на дорогу; | Выхожу один я на дорогу; | ||
Строка 12: | Строка 11: | ||
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, | Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, | ||
И звезда с звездою говорит. | И звезда с звездою говорит. | ||
− | + | ||
− | |||
− | |||
В небесах торжественно и чудно! | В небесах торжественно и чудно! | ||
Спит земля в сиянье голубом... | Спит земля в сиянье голубом... | ||
Что же мне так больно и так трудно? | Что же мне так больно и так трудно? | ||
Жду ль чего? жалею ли о чем? | Жду ль чего? жалею ли о чем? | ||
− | + | ||
− | |||
− | |||
Уж не жду от жизни ничего я, | Уж не жду от жизни ничего я, | ||
И не жаль мне прошлого ничуть; | И не жаль мне прошлого ничуть; | ||
Я ищу свободы и покоя! | Я ищу свободы и покоя! | ||
Я б хотел забыться и заснуть! | Я б хотел забыться и заснуть! | ||
− | + | ||
− | |||
− | |||
Но не тем холодным сном могилы... | Но не тем холодным сном могилы... | ||
Я б желал навеки так заснуть, | Я б желал навеки так заснуть, | ||
Чтоб в груди дремали жизни силы, | Чтоб в груди дремали жизни силы, | ||
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; | Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; | ||
− | + | ||
− | |||
− | |||
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, | Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, | ||
Про любовь мне сладкий голос пел, | Про любовь мне сладкий голос пел, | ||
Строка 41: | Строка 32: | ||
Темный дуб склонялся и шумел. | Темный дуб склонялся и шумел. | ||
</poem> | </poem> | ||
− | {{poem-off|М.Ю. Лермонтов}} | + | {{poem-off|М.Ю. Лермонтов, 1841}} |
{{Оработе | {{Оработе |
Версия 03:14, 15 октября 2014
М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837—38.
|
О ЛЕРМОНТОВЕ (Заметки) |
Источник: Федоров Н. Ф. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Традиция, 1997. — Том III. — С. 528 |
Как возможно внутреннее счастие для кого-либо, когда несчастие кругом?
Человек, который так глубоко сознавал одиночество, не мог верить в еврейского одинокого Бога.
Он ищет не смысла жизни... он ждет вестника избавления, который от кроет жизни назначенье, цель упований и страстей.
Скучно (потому что дела нет) и грустно от одиночества, следовательно, нужно дело, но дело не одиночное, а совокупное.
Скука, грусть и тоска. Скука от бездействия, грусть от одиночества (от розни), тоска - чувство смертности.
Не найдя сочувствия у существ чувствующих, он обращается к бесчувственной природе и путем одушевления, мифологизации он обращает природу в храм (показывая тем всю глубину своей религиозности), в котором наверху на небе «торжественно и чудно»; там и «звезда с звездою говорит» и даже «пустыня внемлет Богу», хотя он «от жизни не ждет ничего», но желает в этом храме сохранить дыхание жизни, желает вместо отпевания слышать песнь о любви*.
Возьмем «сынов человеческих» и поставим их между умирающими от цами и расцветающими «дщерями человеческими», а потом можно поста вить «дщерей человеческих» также между умирающими отцами и расцвета ющими сынами. Откуда берет начало идеализм: от увлечения ли расцвета ющими и забвения умирающих или же от служения умирающим не увлекающихся минутным цветением, так как любить на время не стоит, хотя бы платонически. Что идеальнее: платоническая ли любовь или же любовь, которая, несмотря на смрад гниения, несмотря на разрушение, по-видимому, полное, употребляет все силы на то, чтобы день, в который отцы перестали говорить «я», не был вечным? Служить ли отцам и потому оставаться братьями или же служить женам и забыть о братстве?
«Тощий плод, до времени созрелый» есть плод городской жизни, в которой любви нас не природа учит, а детские балы.
- Н.Ф. Федоров. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи В. С. Соловьева о Лермонтове)
- Н.Ф. Федоров. О Лермонтове
- Н.Ф. Федоров. Заметки остатье В. С. Соловьева «Лермонтов»