Федоров Н.Ф. Все двенадцать Евангелий... — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{якорь|-about}}{{Оработе |АВТОР= Николай Федорович Федоров |НАЗВ...») |
(нет различий)
|
Версия 22:56, 16 апреля 2014
{{Оработе |АВТОР= Николай Федорович Федоров |НАЗВАНИЕ=Все двенадцать Евангелий... |ИСТОЧНИК=Федоров Н. Ф. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Традиция, 1997. — Том III. — С. 422-423 |ИЗКОММЕНТАРИЕВ=О работе "Проект соединения церквей" |ПРЕДЫДУЩИЙ= |СЛЕДУЮЩИЙ =
Все двенадцать Евангелий описывают один день, равного которому по глубине содержания не было на земле <ref name="k2" group="К."/>. Не только 52 пятка в каждом году посвящены этому «Великому Пятку», но и часы каждого дня (VI и IX)напоминают этот же великий день. Третий час есть исполнение обетования об Утешителе, о сошествии Св. Духа и начале проповеди объединения <ref name="k3" group="К."/>. Начинается этот неизреченный день прощальною беседою и молитвою о всеобщем объединении, так называемою первосвященническою <молитвою>, изображение которой (икона-картина) могло бы иметь целительную силу от наших общественных недугов (восстание сынов на отцов), если бы к глубине любви, выраженной в этой молитве, присоединено было объяснение великого изречения: «несть раб более Господа…»80 (ученик не выше учителя, студент не выше профессора, — здесь заключается осуждение превозношения сынов над отцами). В этой последней беседе — обещание Утешителя, сошествия Св. Духа, и проповедь объединения всех народов, всех сынов, т. е. возвращение сердец сынов отцам. В этой беседе и молитве, происходящих в горнице и вертограде, чувствуется то, что происходит вне их, приближение стражи с предателем во главе, так что кона-картина служит пояснением двух первых Евангелий, между которыми могло бы быть помещено чудное и трогательное Гефсиманское моление, так смущающее бездушных философов.
В 3-м и 4-м Евангелиях говорится о суде иудеев и язычников древних, к коему нельзя не присоединить суда новых иудеев и язычников. Новые язычники, снимая с Него сан не только Сына Божия, но и Сына Человеческого и тем лишая смысла и цели жизнь всего рода человеческого, объявляют действительность его смерти и мнимость
воскресения в душах Галилейских рыбаков и женщин, — и тем, сами того не сознавая, осуждают науку, знание без дела, для которой и то только возможно <установить> действительность лишь смерти, осуждают свою мертвенность, свое бездушие, ибо если Христос воскрес в душах Галилейских рыбаков, то Он умер в бездушных головах профессоров немецких.
5-ое и 6-ое Евангелия, описывая издевательства горожан (и воинов), выводят первого крестоносца, идущего из села и разделившего крестную ношу. Итак, осужденное городом на смерть воскресает у селян, крестьян. Село облегчает осужденного на казнь городом. Горожане несут крест, создаваемый ими друг для друга, как враг для врага, тогда как крест, носимый поселянами, не ими создан.
После 6-го Евангелия слышим Блаженны и впоминаем о клеветниках Церкви (Толстой). «Блаженные, когда будут поносить ивсячески злословить за Меня неправедно». «Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавыходержаша мя… Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя»81.
7 и 8-ое Евангелия говорят, первое о разбойниках, присоединившихся к всеобщему хору палачей, отпервосвященников — казнящих — до самих разбойников — казнимых. 7 и 8‑ое Евангелия составляют центр дня Великого Пятка, они говорят о том моменте распятия, когда казнь достигла своей высшей точки, когда один из казнимых палачей преображается из врага в поклонника, по-видимому, под влиянием«Блаженных». В молитве разбойника: «Егда приидеши» и «Царствие Божие» — самое существенное в молитве Господней, — указывают в разбойнике бывшего ученика. Вдруг картина меняется: за разбойником прозрел язычник-воин, исповедал Сына Божия.
И после того, как в 9‑м Евангелии будущему списателю Евангелия поручает свою мать, в 10‑м Евангелии видим уже из средины Синедриона выходящим поклонника Иосифа, а в 11‑м Евангелии Никодим из тайного ученика делается явным, принимает участие в погребении Сына Божия. Сами торжествовавшие Первосвященники в страхе просят Пилата поставить стражу и приложить печать, а кричавшие — «распни Его, кровь Его на нас», «биюще в перси» удаляются со страшного позорища и уже немного нужно было, чтобы город, осудивший на крестную казнь, пал пред умерщвленным на Кресте.
<references group=""></references>
- Комментарии А.Г. Гачевой при участии С.Г. Семеновой
{{примечания|group=К.|refs= <ref name="k1">78 См. преамбулу.</ref>