Лермонтов Михаил Юрьевич — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 28: Строка 28:
  
 
В сентябре 1830 г. Лермонтов - студент Московского университета (нравственно-политическое, затем словесное отделение), где учится меньше двух лет, т.к. не выдерживает публичных экзаменов: преподаватели не простили ему дерзкого поведения. Поэтический потенциал Лермонтова в этот короткий период развивался весьма плодотворно, его лирическое творчество раннего этапа в 1830-1831 гг. достигает высшей точки. Чтобы не оставаться на том же курсе второй год, вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако надежды не оправдались: учеба в Москве не была принята во внимание, и ему предложили снова поступать на первый курс.
 
В сентябре 1830 г. Лермонтов - студент Московского университета (нравственно-политическое, затем словесное отделение), где учится меньше двух лет, т.к. не выдерживает публичных экзаменов: преподаватели не простили ему дерзкого поведения. Поэтический потенциал Лермонтова в этот короткий период развивался весьма плодотворно, его лирическое творчество раннего этапа в 1830-1831 гг. достигает высшей точки. Чтобы не оставаться на том же курсе второй год, вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако надежды не оправдались: учеба в Москве не была принята во внимание, и ему предложили снова поступать на первый курс.
 
  
 
Следуя совету друга, Лермонтов 10 ноября 1832 г. поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года», заполненных разгулом, низменными развлечениями, в которые окунулся со всей силой своей неугомонной и мятежной души. Окончив в ноябре 1834 г. школу в звании корнета, лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.
 
Следуя совету друга, Лермонтов 10 ноября 1832 г. поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года», заполненных разгулом, низменными развлечениями, в которые окунулся со всей силой своей неугомонной и мятежной души. Окончив в ноябре 1834 г. школу в звании корнета, лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.
Строка 64: Строка 63:
 
}}
 
}}
 
<div class="indent">
 
<div class="indent">
 
+
<br>
 
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда неслучалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец,кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой,тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большойгород, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных,составленных в симметрическом порядке… нет! у нее есть своя душа, свояжизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись,начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую,обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!..Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой,молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквейраздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюреБеетговена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр, с пением скрыпкии флейты, образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звукипринимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в одинразнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..
 
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда неслучалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец,кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой,тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большойгород, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных,составленных в симметрическом порядке… нет! у нее есть своя душа, свояжизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись,начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую,обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!..Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой,молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквейраздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюреБеетговена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр, с пением скрыпкии флейты, образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звукипринимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в одинразнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..
  

Версия 15:32, 15 октября 2014

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (15.10.1814 — 27.08.1841)

« Его личность была поэтичней всех стихотворений.
Россия в нем лишилась великого поэта и величайшего полководца.
Н.Ф. Федоров
»

Lermontov avtoportret.jpg

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837—38.




* * *


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
 Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.


М.Ю. Лермонтов, 1841


{{#widget:YouTube|id=cGhq3I-ASsc|width=440px|height=372px}}
И.Л. Андронников. О стихотворении «На смерть поэта»


О ЛЕРМОНТОВЕ
(Заметки)

Николай Федорович Федоров
Источник: Федоров Н. Ф. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Традиция, 1997. —  Том III. — С. 528


Как возможно внутреннее счастие для кого-либо, когда несчастие кругом?

Человек, который так глубоко сознавал одиночество, не мог верить в еврейского одинокого Бога.

Он ищет не смысла жизни... он ждет вестника избавления, который от­ кроет жизни назначенье, цель упований и страстей.

Скучно (потому что дела нет) и грустно от одиночества, следовательно, нужно дело, но дело не одиночное, а совокупное.

Скука, грусть и тоска. Скука от бездействия, грусть от одиночества (от розни), тоска - чувство смертности.

Не найдя сочувствия у существ чувствующих, он обращается к бесчувст­венной природе и путем одушевления, мифологизации он обращает природу в храм (показывая тем всю глубину своей религиозности), в котором навер­ху на небе «торжественно и чудно»; там и «звезда с звездою говорит» и да­же «пустыня внемлет Богу», хотя он «от жизни не ждет ничего», но желает в этом храме сохранить дыхание жизни, желает вместо отпевания слышать песнь о любви*.

—————————————

Возьмем «сынов человеческих» и поставим их между умирающими от­цами и расцветающими «дщерями человеческими», а потом можно поста­вить «дщерей человеческих» также между умирающими отцами и расцвета­ющими сынами. Откуда берет начало идеализм: от увлечения ли расцвета­ющими и забвения умирающих или же от служения умирающим не увлека­ющихся минутным цветением, так как любить на время не стоит, хотя бы платонически. Что идеальнее: платоническая ли любовь или же любовь, ко­торая, несмотря на смрад гниения, несмотря на разрушение, по-видимому, полное, употребляет все силы на то, чтобы день, в который отцы перестали говорить «я», не был вечным? Служить ли отцам и brпотому оставаться братьями или же служить женам и забыть о братстве?
———————
*«Тощий плод, до времени созрелый» есть плод городской жизни, в которой любви нас не природа учит, а детские балы.