Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
*[http://lgz.ru/article/-50-6491-17-12-2014/serdechnaya-mysl-svetlany-semyenovoy Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)] | *[http://lgz.ru/article/-50-6491-17-12-2014/serdechnaya-mysl-svetlany-semyenovoy Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)] | ||
*[http://litrossia.ru/2014/51/09265.html Первопроходец духа (некролог «Литературной России»)] | *[http://litrossia.ru/2014/51/09265.html Первопроходец духа (некролог «Литературной России»)] | ||
+ | *[http://www.ng.ru/fakty/2014-12-18/3_semenova.html Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)] | ||
<hr> | <hr> | ||
Версия 17:00, 22 декабря 2014
СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.
Сочинения
- Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
- Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
- Тайны Царствия Небесного. М., 1994
- Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
- Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
- Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003
- Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
- Философ будущего века – Николай Федоров. М., 2004
- Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
- Валентин Распутин
- Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
- Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
- Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
Физик, инженер, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, работавший в области нейрокомпьютинга. Он мечтал построить Информоград, в котором искусственный интеллект и машины стали бы не соперниками, а друзьями и помощниками человека, призванного внутренне расти, исполняя заповедь о совершенстве в добре. Не хватило сил, не хватило времени жизни. Как в стихотворении Боратынского, его душа, рвавшаяся в будущее без войн, без насилия, без подлости и зла, "свершила свой подвиг прежде тела". Не выдержал организм, верный, но сверх всякой меры навьюченный "брат осел", не выдержало сердце, загнанное аритмией. Жизнь оборвалась - внезапно и горестно.
Владимир Бодякин оказывал огромную поддержку сначала Музею-читальне, потом Музею-библиотеке Н.Ф. Федорова. Передавал сюда книги, неоднократно выступал на семинаре и чтениях памяти Федорова, помогал в организации научных встреч. Он умел подставить плечо в большом и малом. Однажды вышел из строя наш жесткий диск - со всем архивом Музея. Володя сделал все, чтобы его восстановить, сам ездил в компьютерный центр, потратив и время и деньги (от возмещения затрат он наотрез отказался). А сколько коробок с книгами и рукописями перетаскал он во время ремонта и наших перестановок - не счесть! Часто - еще до болезни - любил забегать к нам днем или вечерами "на огонек" - ведь его ИПУ РАН был по соседству.
Прощание с Володей Бодякиным состоится в день Веры, Надежды, Любви и Матери их Софии. Три эти силы, являвшиеся для ученого и мыслителя опорами самостояния человека, он - как и на иконе праздника - соединял с Мудростью, со Знанием, которое служит Жизни.
Всем, кто захочет почтить память Володи Бодякина. 30 сентября:
- 10-30 - прощание в морге ЦИТО им. Приорова (ул. Приорова, д. 10, строение 2). Проезд: м. Войковская, тролл. 57 или автобусом 80 до остановки ЦИТО. Вход КПП № 3 с улицы Новая Ипатовка.
- 11-30 - панихида в Храме Георгия Победоносца (ул. Большая Академическая, д. 33). От ст. метро «Войковская» автобусом 179, 204, маршруткой 132 или троллейбусом 57 до остановки «Роддом № 27», либо трамваем № 27 от метро «Войковская» до остановки «Коптевский рынок», далее пешком вдоль бульвара.
- Некролог Российской государственной библиотеки
- Сердечная мысль Светланы Семёновой (некролог «Литературной газеты»)
- Первопроходец духа (некролог «Литературной России»)
- Памяти Светланы Семеновой («Независимая газета»)
Георгий Гачев и Светлана Семенова