Аргонавты бессмертия: русский космизм и образ будущего — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
<center>[https://tverskaya15.timepad.ru/event/894071 '''Участие платное. Регистрация, проезд, контакты''']</center> | <center>[https://tverskaya15.timepad.ru/event/894071 '''Участие платное. Регистрация, проезд, контакты''']</center> | ||
---- | ---- | ||
− | + | {{Начало скрытого блока | |
− | + | |Заголовок =4 февраля, 19:00. Мир нашего завтра: «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова. | |
+ | |Выравнивание_заголовка = left; | ||
+ | |Выравнивание_текста = left | ||
+ | }} | ||
«Московский Сократ» Николай Федоров, автор «Философии общего дела», писал о двух главных природных ограниченностях человека – в пространстве и во времени. Вся человеческая история в ее динамике, с великим переселением народов, эпохой новых географических открытий, развитием медицины, творчеством культуры, была для него борьбой за пространство и время индивидуальной жизни, а еще – поиском «страны умерших отцов», утраченного Эдема. | «Московский Сократ» Николай Федоров, автор «Философии общего дела», писал о двух главных природных ограниченностях человека – в пространстве и во времени. Вся человеческая история в ее динамике, с великим переселением народов, эпохой новых географических открытий, развитием медицины, творчеством культуры, была для него борьбой за пространство и время индивидуальной жизни, а еще – поиском «страны умерших отцов», утраченного Эдема. | ||
Насколько далеко могут простираться эта борьба и этот поиск? Был ли прав Федоров, призывавший воскресить всех и утверждавший, что человек – сын и деятель – должен стать «обитателем» и «правителем» не только земли, но и небесных миров? Или надо согласиться с мудростью эпитафий: «Мертвый, в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий!» и наблюдать планеты и звезды лишь в телескопы? Как влияет на нашу жизнь то, что мы смертны и не владеем пространством? Могут ли наука и вера примириться в федоровском общем деле? И каким будет мир нашего завтра, если идеи Федорова станут реальностью? | Насколько далеко могут простираться эта борьба и этот поиск? Был ли прав Федоров, призывавший воскресить всех и утверждавший, что человек – сын и деятель – должен стать «обитателем» и «правителем» не только земли, но и небесных миров? Или надо согласиться с мудростью эпитафий: «Мертвый, в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий!» и наблюдать планеты и звезды лишь в телескопы? Как влияет на нашу жизнь то, что мы смертны и не владеем пространством? Могут ли наука и вера примириться в федоровском общем деле? И каким будет мир нашего завтра, если идеи Федорова станут реальностью? | ||
+ | {{Конец скрытого блока}} | ||
---- | ---- | ||
− | + | {{Начало скрытого блока | |
− | + | |Заголовок =11 февраля, 19:00 Космос и Человек: от учения "Всемир" А.В. Сухово-Кобылина до "Космической философии" К.Э. Циолковского. | |
+ | |Выравнивание_заголовка = left; | ||
+ | |Выравнивание_текста = left | ||
+ | }} | ||
Космос в русской культуре представал в самых разных обличьях. И эта разность вызывает много вопросов. Почему Лермонтов видит в космосе то теплое, родственное, влекущее душу пространство («Чисто вечернее небо. Ясны далеки звезды»), то «пустыню мира», в которой «без приюта» странствует его «демон»? Зачем шеллингианец Тютчев, ощущавший в природе душу живую, в своей знаменитой «Бессоннице» представляет пространства Вселенной как ледяную, отталкивающую, молчащую бездну, пред которой, «как сирота бездомный», встает в ночи человек. Для какой цели Достоевский отправляет «смешного человека» на далекую «звездочку», удивительно похожую на нашу землю? И что имел в виду Брюсов в разговоре с Верхарном, утверждая, что когда-нибудь люди будут управлять движением земного шара? | Космос в русской культуре представал в самых разных обличьях. И эта разность вызывает много вопросов. Почему Лермонтов видит в космосе то теплое, родственное, влекущее душу пространство («Чисто вечернее небо. Ясны далеки звезды»), то «пустыню мира», в которой «без приюта» странствует его «демон»? Зачем шеллингианец Тютчев, ощущавший в природе душу живую, в своей знаменитой «Бессоннице» представляет пространства Вселенной как ледяную, отталкивающую, молчащую бездну, пред которой, «как сирота бездомный», встает в ночи человек. Для какой цели Достоевский отправляет «смешного человека» на далекую «звездочку», удивительно похожую на нашу землю? И что имел в виду Брюсов в разговоре с Верхарном, утверждая, что когда-нибудь люди будут управлять движением земного шара? | ||
С ответа на эти вопросы начнем разговор на тему «Космос и Человек» (или «Человек и Космос») в философии космизма и русской литературе. Разберем разные версии этой темы, попутно попытавшись понять, зачем аристократ А.В. Сухово-Кобылин на протяжении сорока лет переводил Гегеля и писал свое «Учение Всемира», почему Константин Циолковский называл себя Гражданином Вселенной и был уверен, что космос полон жизни и разумных существ? Поговорим об Александре Чижевском, который называл себя «солнцепоклонником» и создал целую область знания – гелиобиологию, посвященную влиянию солнечной активности на земную жизнь. Поговорим о том, что такое Микрокосм и Макрокосм для Бердяева и Флоренского. А еще разберем разговор Циолковского с Чижевским о «лучистом человечестве» и «теории космических эр» и узнаем, как отозвалась эта теория у другого собеседника Чижевского – философа Александра Горского. | С ответа на эти вопросы начнем разговор на тему «Космос и Человек» (или «Человек и Космос») в философии космизма и русской литературе. Разберем разные версии этой темы, попутно попытавшись понять, зачем аристократ А.В. Сухово-Кобылин на протяжении сорока лет переводил Гегеля и писал свое «Учение Всемира», почему Константин Циолковский называл себя Гражданином Вселенной и был уверен, что космос полон жизни и разумных существ? Поговорим об Александре Чижевском, который называл себя «солнцепоклонником» и создал целую область знания – гелиобиологию, посвященную влиянию солнечной активности на земную жизнь. Поговорим о том, что такое Микрокосм и Макрокосм для Бердяева и Флоренского. А еще разберем разговор Циолковского с Чижевским о «лучистом человечестве» и «теории космических эр» и узнаем, как отозвалась эта теория у другого собеседника Чижевского – философа Александра Горского. | ||
+ | {{Конец скрытого блока}} | ||
---- | ---- | ||
'''18 февраля, 19:00. «Наше тело будет нашим делом». Идеи космизма и новая телесность.''' | '''18 февраля, 19:00. «Наше тело будет нашим делом». Идеи космизма и новая телесность.''' | ||
---- | ---- | ||
'''25 февраля, 19:00. Семинар-дискуссия: «Нужно ли человеку физическое бессмертие и зачем ему космос?».''' | '''25 февраля, 19:00. Семинар-дискуссия: «Нужно ли человеку физическое бессмертие и зачем ему космос?».''' |
Версия 10:36, 1 февраля 2019
14–25 февраля 2019 года
Цикл лекций и семинар-дискуссия
«Аргонавты бессмертия: русский космизм и образ будущего»
14–25 февраля 2019 года
Цикл лекций и семинар-дискуссия
«Тверская 15» и Музей-библиотека Н.Ф. Федорова представляет новый формат лекций-дискуссий. Прослушав лекции, вы сможете поучаствовать в дискуссии на волнующую тему от имени одного из персонажей прошлого. Цикл посвящен феномену философской и научной мысли XX века, уходящему корнями в век XIX и переживающему свой ренессанс в наши дни. У вас будет возможность «примерить» на себя маску одного из космистов и обсудить с другими участниками вопрос бессмертия.
Героями цикла станут «Московский Сократ» Николай Федоров и «Калужский мечтатель» Константин Циолковский, ученые Владимир Вернадский и Александр Чижевский, которого за разнообразие научных и творческих достижений называли Леонардо да Винчи XX века, физик-философ Николай Умов и философ, ученый, священник Павел Флоренский. А еще «три мушкетера русского космизма» 1920–1930-х годов – Александр Горский, Николай Сетницкий, Валериан Муравьев.
Что объединяет этих – таких разных – мыслителей в составе одного течения, которому историки философии присвоили название «русский космизм»? В чем причина того, что космизм осознается сегодня как актуальная, эвристическая философия, хотя со времени рождения ее основателя Н.Ф. Федорова прошло уже 190 (!) лет? Почему мечта Федорова и Циолковского о человечестве будущего, которое выйдет в космос, преобразит мироздание, победит время и смерть так вдохновляла писателей, поэтов, художников, архитекторов XX века и продолжает вдохновлять новых творцов?
Об этом – и о многом другом – в лекционном цикле Анастасии Гачевой, филолога, философа, исследователя космизма, в финале которого все желающие смогут принять участие в семинаре-дискуссии, «примерив» на себя образы героев этого цикла.
«Московский Сократ» Николай Федоров, автор «Философии общего дела», писал о двух главных природных ограниченностях человека – в пространстве и во времени. Вся человеческая история в ее динамике, с великим переселением народов, эпохой новых географических открытий, развитием медицины, творчеством культуры, была для него борьбой за пространство и время индивидуальной жизни, а еще – поиском «страны умерших отцов», утраченного Эдема.
Насколько далеко могут простираться эта борьба и этот поиск? Был ли прав Федоров, призывавший воскресить всех и утверждавший, что человек – сын и деятель – должен стать «обитателем» и «правителем» не только земли, но и небесных миров? Или надо согласиться с мудростью эпитафий: «Мертвый, в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий!» и наблюдать планеты и звезды лишь в телескопы? Как влияет на нашу жизнь то, что мы смертны и не владеем пространством? Могут ли наука и вера примириться в федоровском общем деле? И каким будет мир нашего завтра, если идеи Федорова станут реальностью?
Космос в русской культуре представал в самых разных обличьях. И эта разность вызывает много вопросов. Почему Лермонтов видит в космосе то теплое, родственное, влекущее душу пространство («Чисто вечернее небо. Ясны далеки звезды»), то «пустыню мира», в которой «без приюта» странствует его «демон»? Зачем шеллингианец Тютчев, ощущавший в природе душу живую, в своей знаменитой «Бессоннице» представляет пространства Вселенной как ледяную, отталкивающую, молчащую бездну, пред которой, «как сирота бездомный», встает в ночи человек. Для какой цели Достоевский отправляет «смешного человека» на далекую «звездочку», удивительно похожую на нашу землю? И что имел в виду Брюсов в разговоре с Верхарном, утверждая, что когда-нибудь люди будут управлять движением земного шара?
С ответа на эти вопросы начнем разговор на тему «Космос и Человек» (или «Человек и Космос») в философии космизма и русской литературе. Разберем разные версии этой темы, попутно попытавшись понять, зачем аристократ А.В. Сухово-Кобылин на протяжении сорока лет переводил Гегеля и писал свое «Учение Всемира», почему Константин Циолковский называл себя Гражданином Вселенной и был уверен, что космос полон жизни и разумных существ? Поговорим об Александре Чижевском, который называл себя «солнцепоклонником» и создал целую область знания – гелиобиологию, посвященную влиянию солнечной активности на земную жизнь. Поговорим о том, что такое Микрокосм и Макрокосм для Бердяева и Флоренского. А еще разберем разговор Циолковского с Чижевским о «лучистом человечестве» и «теории космических эр» и узнаем, как отозвалась эта теория у другого собеседника Чижевского – философа Александра Горского.
18 февраля, 19:00. «Наше тело будет нашим делом». Идеи космизма и новая телесность.
25 февраля, 19:00. Семинар-дискуссия: «Нужно ли человеку физическое бессмертие и зачем ему космос?».