V Федоровские чтения — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''V Федоровские чтения прошли в ИМЛИ 28 декабря 1992 года''', в день смерти философа всеобщег…») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 16:50, 24 июня 2022
V Федоровские чтения прошли в ИМЛИ 28 декабря 1992 года, в день смерти философа всеобщего дела.
Руководитель Федоровского семинара С.Г. Семенова открыла чтения докладом «Тип и склад Н.Ф. Федорова-мыслителя». Всего было заслушано 12 докладов, в которых, с одной стороны, присутствовала определенная тематическая преемственность с прошлыми чтениями (но каждый раз с углублением и в новом аспекте), а с другой — были обозначены новые темы.
- Тему федоровского проективизма, поднимавшуюся неоднократно, в новом ракурсе поставил Г.П. Аксенов (доклад «Н.Ф. Федоров: мир проективен»).
- Вопрос о русском космизме, ставившийся с первых чтений, обобщила О.Д. Куракина, выступив с докладом «Русский космизм как социокультурный феномен».
- Проблему продления жизни в свете идей Н.Ф. Федорова со своей точки зрения рассмотрел биолог А.В. Халявкин, пригласив слушателей посмотреть на «организм человека как на потенциально нестареющую систему».
- На новый виток была выведена на V чтениях тема «Федоров и христианство». В.А. Никитин, выстраивая исследовательский триптих, который позднее выльется в статью «Учение Н.Ф. Федорова и главные христианские исповедания», говорил о Федорове и католицизме.
- Б.Г. Режабек в докладе «Ноосфера и апокалипсис» рассмотрел выдвинутый П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским идеал ноосферы как путь к преодолению апокалипсического катастрофизма.
- А.Г. Гачева рассказала, какое место в религиозной историософии Федорова, устремленной к образу Царствия Божия, созидаемого при участии человечества, занимает традиция русской святости: образы преп. Сергия Радонежского, патриарха Никона, Серафима Саровского.
- Тему семьи, памяти, рода в наследии Федорова рассмотрел А.Н. Щербаков в докладе «Сущность родственности в учении Н.Ф. Федорова».
- В.С. Борисов продолжил излюбленную им тему архитектурных образов в философии Московского Сократа, сделав доклад «Кремль как архитектурная икона в свете учения Н.Ф. Федорова».
- Имплицитно содержащаяся внутри доклада тема «Н.Ф. Федоров и традиция русской эстетики» была развернута в отдельном выступлении известного искусствоведа Е.И. Кириченко «Русская идея синтеза искусств и национальная традиция в русском искусстве конца XIX — первой трети XX в».
- В докладе историка И.А. Савкина «Неизвестные материалы Н.Ф. Федорова в ИРЛИ» был представлен обзор обнаруженных им текстов философа, хранящихся в коллекции «Института русской литературы (Пушкинский дом)» и представляющих собой материалы к так и не осуществившемуся прижизненному изданию сочинений Федорова в издательстве «Скорпион».
- Филолог С.И. Субботин сделал доклад на тему «Теолог В.Н. Ильин о Н.Ф. Федорове», представив оценку Федорова в трудах известного философа, деятеля русского зарубежья. *А завершились чтения ярким выступлением А.Г. Горбачева «Будьте как дети».
V Чтения, прошедшие в день памяти Федорова, закладывают традицию проведения Федоровских чтений не только в мае — июне, ближе к предполагаемой дате рождения философа, но и в декабре, ближе ко дню его кончины.
Источник: Гачева А.Г. Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова (хроника и обзор)