XIII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «XIII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова прошли 8–11 декабря 2011 года в Москве…») |
(нет различий)
|
Версия 00:15, 25 июня 2022
XIII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова прошли 8–11 декабря 2011 года в Москве.
Чтения собрали ученых, культурных и общественных деятелей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья (Сербии, Польши, Японии, Украины). Их традиционными гостями стали философ, издатель Владимир Меденица, автор проекта «Русские богоискатели» (Сербия), в рамках которого трижды выходили избранные работы Н.Ф. Федорова, и доктор философии, проф. Адам Савицкий (Польша), много лет занимающийся проблемами русской религиозной философии. На чтения также приехали доктор филологии, директор Института иностранных языков М. Мадей-Цетнаровска (Польша) и Т. Омата (Япония), участвовавшие в предыдущих, двенадцатых, чтениях. Участниками чтений стали и молодые исследователи философии Федорова: Д. Ваньчик (Польша) и М. Милчарек (Польша). М. Милчарек, в то время аспирант Ягеллонского университета, не только писал кандидатскую диссертацию по творчеству Н.Ф. Федорова, но и являлся научным редактором первого в Польше издания сочинений Н.Ф. Федорова, которое вышло в свет спустя год (в 2012 г.).
Открытие чтений состоялось 8 декабря в конференц-зале Российской государственной библиотеки. С приветственным словом к гостям и участникам конференции обратились президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров, ректор Литературного института им. А.М. Горького Б.Н. Тарасов, зав. кафедрой русской философии философского факультета МГУ М.А. Маслин, директор Сасовской городской библиотеки и находящегося при ней Краеведческого центра им. Н.Ф. Федорова Л.В. Бабанова.
На пленарном заседании, которое вели к. филол. н., зам. генерального директора по науке Л.Н. Тихонова и д. ф. н., проф. М.А. Маслин, прозвучали доклады о разных гранях философии Н.Ф. Федорова, значении его идей в современности.
- В докладе М.А. Маслина «История русской философии как наука сегодня» были затронуты проблемы изучения русской философии в России и за рубежом.
- Д. ф. н., проф. В.В. Варава, один из ведущих представителей Воронежской школы этики, посвятил свой доклад нравственным основаниям «Философии общего дела». В завершение выступления он рассказал о работе Этикофилософского семинара имени Андрея Платонова при Воронежском государственном университете. В основу деятельности семинара легли традиции отечественной этической мысли, становлению которой способствовала и федоровская философия всемирного родства, памяти и любви к отцам и предкам, его этика воскресительного долга.
- Разговор о нравственных основаниях человека, общества, мира был продолжен в докладе доктора искусствоведения, директора Центра синергийной антропологии, гл. науч. сотр. Института философии РАН О.И. Генисаретского «Возвращение к человечности человека после антропологической редукции». Как и В.В. Варава, О.И. Генисаретский остановился на религиозной этике Н.Ф. Федорова, видя в ней ту почву, на которой могут целостно развиваться и возрастать просвещение, наука, культура.
- Мысль О.И. Генисаретского продолжила д. ф. н., с. н. с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева, посвятившая свой доклад проблемам соотношения веры и знания в активно-эволюционной, активнохристианской традиции. Она подчеркнула стремление Н.Ф. Федорова и других представителей этой традиции (В.С. Соловьева, Н.А. Умова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева) к согласованию научной и религиозной картин мира, к соединению веры, знания и искусства в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения».
- Идею оправдания истории в отечественной христианской традиции раскрыл в своем выступлении Л.Л. Регельсон. Известный богослов и церковный историк показал, как вызревала в лоне духовной культуры России и преломлялась в церковно-общественном сознании идея «Царства Божия на земле», продемонстрировал линии ее влияния на традицию русской святости, церковное искусство, литературу, философскую мысль, и прежде всего на философию активного христианства Н.Ф. Федорова. По словам Л.Л. Регельсона, Федоров, вслед за преп. Сергием Радонежским, которого мыслитель глубоко чтил, «превращает духовное созерцание Троицы — в заповедь для воплощения в человеческом общежитии: “жить со всеми и для всех”. <…> Он воспринимает общехристианскую веру в воскресение — не только как обетование, но и как задание человечеству, важнейшее из заданий, полученных человеком от Бога».
- Доктор философии, акад. РАЕН В.А. Никитин прочел доклад «Пасхальный догмат в русском богословии», в котором представил широкий богословский контекст воскресительной темы у Н.Ф. Федорова.
- Сербский философ и издатель В. Меденица, выпустивший в переводах более 200 книг с сочинениями русских религиозных мыслителей XIX–XX вв., говорил о традиции «сердечной мысли» в России. Русская философия, подчеркнул В. Меденица, есть «философия сердца», она опирается не на декартовское «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»), а на федоровское и соловьевское «Amo, ergo sum!» («Люблю, следовательно, существую»), более того ставит эту формулу во множественном числе: «Amo ergo sumus: люблю — значит мы существуем». «Русская философия — это философия любви, соборности, ответственности, свободы, долга, веры, надежды и дела воскрешения и ожидания воскресения».
- Прозвучал в рамках чтений и развернутый доклад А.С. Балакирева, гл. спец. Центра научного использования и публикации архивного фонда Главного архивного управления г. Москвы «Метафизика Музея: от музейного дела к “Музейскому делу”», перебросивший мостик к состоявшемуся в 2007 г. в РГБ в рамках X чтений памяти Н.Ф. Федорова круглому столу о роли музеев, библиотек и архивов в культуре будущего. Талантливый историк, один из ведущих теоретиков музейного дела, говорил о «культуре наследования», о ключевой роли наследия не только в формировании человека-гражданина, но и в определении духовных горизонтов и перспектив современного мира, в решении экзистенциальных проблем личности.
- Наконец, д. полит. н., член Регионального Центра ООН превентивной дипломатии для Центральной Азии В.Ф. Пряхин в докладе, завершившем пленарное заседание, остановился на значении идей Н.Ф. Федорова для формирования нового политического мышления, основанного на сознании всепланетарных целей и ценностей человечества, на идее сотрудничества государств и народов в реализации этих целей.
В 15-00 в рамках Чтений прошел круглый стол «Образ будущего: философский, социальный, культурный, естественнонаучный аспекты», в котором приняли участие философы, историки, футурологи (В.В. Варава, Б.С. Илизаров, И.В. Желтикова, М. МадейЦетнаровска, М.А. Маслин, В. Меденица, Д.А. Медведев, А.П. Назаретян, Л.Л. Регельсон, С.Т. Петров, В.Ф. Пряхин, Б.Г. Режабек, В.П. Троицкий, К.Г. Фрумкин, Т.Н. Щукин). Речь шла о стратегиях будущего, о роли космических, ноосферных идей в становлении глобального мира. Была развернута дискуссия о соотношении идей космизма и трансгуманизма, о кризисах техногенной цивилизации и идеале органического прогресса, выдвинутого Н.Ф. Федоровым.
К открытию чтений в помещении бывшей Каталожной Дома Пашкова была обновлена небольшая выставка, посвященная памяти философа-библиотекаря. В оформлении выставки принимали участие главный художник РГБ В.В. Покатов, главный хранитель НИОР РГБ О.Л. Соломина, гл. библиотекарь, зав. Музеем истории РГБ Л.М. Коваль. Большую помощь в организации выставки оказала помощник директора Т.Л. Александрова. Для участников и гостей конференции были организованы экскурсии в Дом Пашкова с посещением выставки и Каталожной. Обсуждался вопрос о разработке экскурсионного маршрута «Философская Москва» с выделением отдельного отрезка маршрута, связанного с жизнью и деятельностью «Московского Сократа», как назвал Н.Ф. Федорова философ С.Н. Булгаков.
Философия отечественного космизма и ее влияние на культуру России обсуждались в рамках второго дня чтений, прошедшего в Институте мировой литературы им. А.М. Горького. Здесь прозвучали доклады, посвященные социокультурным основаниям философии космизма (д. ф. н. О.Д. Куракина), ее взаимосвязям с традицией российского органицизма, представленной именами Д.В. Веневитинова, В.Ф. Одоевского, А.И. Галича и др. (д. ф. н. О.Д. Маслобоева), с мессианизмом славянофилов (к. ф. н. С.И. Скороходова). В докладе Д. Ваньчика (Польша) были проведены параллели между антропологией «отца русского славянофильства» И. Киреевского и учением о человеке Н.Ф. Федорова, родоначальника философии космизма, яркого представителя христианской философии. Пафос их творчества, отметил Д. Ваньчик, в сопротивлении духовному нигилизму, атомизации, в преодолении равнодушия к судьбам личности, общества, земли, в восстановлении семейных, общественных связей, целостного единства мира. К. филос. н. Е.М. Титаренко проследил связи супраморализма Н.Ф. Федорова с русской средневековой эстетикой. Линии воздействия религиозно-философских идей космизма на культуру XX века, на творчество Н.С. Гумилева, С.А. Есенина, А.П. Платонова были обозначены в докладах д. филол. н. Е.Г. Чернышевой, к. филол. н. Р.М. Сафиулиной, М.А. Галиевой. В докладе соискателя ИМЛИ РАН Е.Ю. Константиновой говорилось о значении идей Н.Ф. Федорова и его продолжателей в XX в. А.К. Горского и Н.А. Сетницкого для философии творческой личности М.М. Пришвина. Д. пед. н. А.Е. Крикунов посвятил свой доклад категории памяти в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, а к. филол. н. Н.Н. Смирнова — теме бессмертия в творчестве М.О. Гершензона. Особый интерес вызвал доклад д. филол. н. Д.С. Московской «Язык русской философской и исторической школы в научных работах и дневниковых записях Н.П. Анциферова», в котором говорилось о влиянии историософских и краеведческих идей Н.Ф. Федорова на научный метод известного историка, литературоведа, краеведа, автора трактата «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность».
В ИМЛИ РАН состоялся и круглый стол «Философия космизма: объем понятия, персоналии, основные идеи, принципы анализа» под председательством д. ф. н., гл. н. с. Института философии РАН В.В. Казютинского. В круглом столе приняли участие специалисты по истории русской философии и философии космизма из Москвы и регионов (М.А. Маслин, Е.М. Титаренко, К.Х. Хайруллин, М.А. Абрамов, О.Д. Куракина и др.), а также иностранные участники чтений.
10 декабря заседания чтений прошли в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова. Утреннее заседание было посвящено проблемам ювенологии и иммортологии. Вечернее заседание — философским и культурологическим аспектам «Философии общего дела». В рамках естественнонаучного блока докладов острая дискуссия завязалась вокруг докладов И.В. Артюхова «Современные подходы к проблеме увеличения продолжительности жизни человека», Ю.И. Пичугина «Крионика как предполагаемое направление и этап проекта всеобщего дела», В. Прайд «Современные и прогнозируемые методы восстановления личности человека по крупным массивам данным». На вечернем заседании ярко выступили проф. А. Савицкий («Н.Ф. Федоров как образец человека, христианина и философа»), Т. Омата («Концепция самодержавия Н.Ф. Федорова сквозь призму идеи домостроительства»), Б.Г. Режабек («Идеи Н.Ф. Федорова и преодоление средневекового мировоззрения»). Аспирант Ягеллонского университета М. Милчарек рассказал о своем путешествии на Памир, символический образ которого — как «страны предков», «страны умерших отцов» — занимает важное место в «Философии общего дела».
11 декабря в Музее-библиотеке в рамках чтений состоялся круглый стол для молодых ученых «Проблема человека в русской литературе: философский аспект», в котором приняли участие студенты, аспиранты, молодые ученые ИМЛИ РАН, Литературного института им. А.М. Горького, МГУ, МПГУ, РГГУ и др. Участники круглого стола размышляли о том, как ставились в русской философской поэзии, прозе, драматургии вопросы «о человеке, его смертности и бессмертии», о месте человеческой личности в бытии и истории.
По завершении чтений часть российских и зарубежных участников отправилась в г. Орел, где 11–13 декабря на философском факультете Орловского государственного университета состоялась Международная научная конференция «Русский космизм в идеях и лицах». XIV