Музей-библиотека Н.Ф. Федорова — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Идея создания Музея-библиотеки, посвященного жизни, творчеству, судьбе идей Николая Федор...») |
(нет различий)
|
Версия 17:41, 10 января 2013
Идея создания Музея-библиотеки, посвященного жизни, творчеству, судьбе идей Николая Федоровича Федорова (1829–1903), выдающегося отечественного философа, деятеля библиотековедения, педагога-новатора, давно вынашивалась в научном семинаре по изучению наследия Н.Ф. Федорова, работавшего с начала 1980-х гг. под руководством философа и историка литературы, д.ф.н., гл. н. с. Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН С.Г. Семеновой, самого крупного специалиста по жизни и творчеству Федорова, издателя его сочинений, автора многих статей и книг о мыслителе. Воплотить эту идею в жизнь удалось тогда, когда к ее реализации подключилось Управление культуры ЮЗАО г. Москвы и Централизованная библиотечная система «Черемушки». В 1993 г. при Центральной библиотеке № 219 ЦБС «Черемушки» был организован общественный Музей-читальня Н.Ф. Федорова. В его стенах в течение трех лет проходили лекции, семинары, круглые столы по философскому наследию космизма, глобальному развитию, футурологии, вопросам ноосферного образования; литературные, музыкальные вечера, художественные выставки, экскурсии... В читальном зале еженедельно дежурили ученые: историки философии, науки, культуры, давая бесплатные научные консультации всем желающим. Принцип безвозмездной, добровольной помощи был основой деятельности музейцев, одушевленных заветом Федорова: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
В 1998 г. Музей-читальня Н.Ф. Федорова был преобразован в Музей-библиотеку Н.Ф. Федорова и стал подразделением Центральной детской библиотеки № 124. К научным и просветительным программам, адресованным московской интеллигенции, всем, интересующимся историей отечественной и мировой культуры, прибавились разнообразные программы для детей и подростков.
Работа Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова не просто является неотъемлемой частью культурно-просветительной работы библиотеки № 124. Она стала всесторонним испытанием новой формы библиотечной деятельности, активно развивающейся в наши дни: создания при публичных библиотеках музеев и мемориальных центров, доказательством ее целесообразности, эффективности, высокого творческого потенциала. Впрочем, не зря говорят: «новое – всегда хорошо забыто старое». Создание музея при библиотеке – не новшество, а восстановление нарушенной в XX веке традиции, возвращение к истокам. В многовековой истории книжности библиотека часто соединялась с музеем. Достаточно вспомнить знаменитую библиотеку Румянцевского музея, ту самую, где работал Федоров и из которой выросло главное книгохранилище нашей страны Российская государственная библиотека, или малые библиотеки уездных городов России, составлявшие одно целое с местными музеями, были средоточием культурной памяти края.
Почему музей соединяется с библиотекой? Н.Ф. Федоров объяснял это тем, что и музей, и библиотека, при очевидной специфике устройства каждого из них, в сущности, выполняют в истории культуры одинаковые задачи. Сохранение памяти, связи времен и поколений, труд духовного и умственного просвещения, нравственного воспитания, образования души человека – все это сфера служения библиотек и музеев. Да и сама книга – мемориальна. «Книга, как воплощение чувства, мысли и знания, занимает высшее место среди памятников прошедшего» – писал «идеальный библиотекарь». Книга – одушевленный памятник и своему творцу, и эпохе, ее создавшей, единящее звено между прошлым и настоящим. Так что теперешние опыты объединения библиотек и музеев – это как встреча братьев, когда-то покинувших родное жилище и разошедшихся по лицу земли, символический жест восстановления родства.
В то же время создание музея при библиотеке придает его работе свою специфику. Замыкаться на профильной теме, будь то история родного края (для краеведческих музеев), традиционной культуры и быта (для музеев народного творчества), жизнь и труды того или иного выдающегося деятеля писателя, поэта, ученого (для мемориальных музеев), музей, работающий при библиотеке не может. Волею судеб сейчас библиотеки – вместе со школами – оказались на передовом крае борьбы с захлестывающей общество, мир вообще, бездуховностью, оскудением души человека, растущей отчужденностью и ожесточенностью людей. А главное – с отсутствием смысла жизни, утратой цели существования. Этот недуг пострашнее рака и СПИДа, и, увы, им страдают в наши дни уже не тысячи – миллионы.
Помочь человеку обрести смысл жизни – вот главная задача подлинного просвещения. Библиотека не может быть только машиной быстрой и эффективной выдачи информации. Она должна научить своего читателя собеседовать с книгой, а значит и с людьми, жившими до него и несущими ему теперь свое понимание мира, человека, истории. Она должна помочь становлению человека как личности, формированию у него созидательного и осмысленного отношения к жизни, сознания ответственности за себя и за окружающих. Этому служат, и должны служить, по самому высшему счету, внебиблиотечные формы работы. А они, поистине, разнообразны: от встреч и бесед с деятелями науки и культуры до лекционных циклов, литературных и музыкальных вечеров, выставок, вечеров авторской песни, спектаклей, клубной и кружковой работы, конкурсов, фестивалей, экскурсий, походов. Музей при библиотеке как раз и становится организатором внебиблиотечной работы, настоящим культурным и просветительным центром.
Именно так строит свою работу Музей-библиотека Н. Ф. Федорова. Его программы призваны содействовать повышению интеллектуального уровня населения Юго-Западного округа, прежде всего детей и подростков, ознакомлению их с историей русской мысли и культуры, с философской и литературной традицией космизма, углублению базовых знаний по русской философии, пробуждению интереса к истории, краеведению, москвоведению. Организуемые Музеем лекции, выставки, клубы, молодежные круглые столы, тематические беседы, встречи с писателями, учеными, деятелями культуры, нацелены на вовлечение школьников и студентов в процесс самостоятельного познавательного и духовного поиска, развитие их творческих способностей, воспитание в ребятах чувства исторической и родовой памяти, ответственного и созидательного отношения к жизни. Среди программ Музея – программы по экологии и краеведению, истории науки и культуры. При Музее действует студия интеллектуального развития «Путь», юношеский философский семинар, клуб «Юный историк», молодежный клуб космонавтики, клуб российско-японской дружбы. С 2005 г. совместно с ЦДБ № 124 Музей-библиотека осуществляет проект «Культура как основа толерантности». Проект ведется по шести направлениям и ставит своей целью содействовать духовному просвещению детей и молодежи, воспитанию уважения к представителям других национальностей и религий, этики сотрудничества.
Важная задача Музея-библиотеки – содействовать взаимопониманию поколений, преодолению разрыва между «детьми и отцами», их взаимообогащающему диалогу. Такой диалог особенно необходим подросткам, вступающим во взрослую жизнь и пытающимся найти свое место в ней. Именно поэтому многие программы Музея-библиотеки адресованы одновременно разным возрастным группам. К тому же, человек учится всю жизнь, и понимание истины не закрыто от него в любом возрасте.
Духовный фундамент программ Музея-библиотеки – мировая художественная литература и русская философская мысль. Ибо всякая подлинная литература всегда служит воспитанию души человека, а если говорить об отечественной философской традиции, то ее представители никогда не были отвлеченными философами и прежде всего стремились к тому, чтобы понять смысл бытия человека, его предназначение в мире. К сотрудничеству с библиотекой Музей стремится привлечь представителей научной и творческой интеллигенции, привлечь не за плату, а на началах добровольной, безвозмездной помощи, как делал это в свое время в библиотеке Румянцевского музея Н.Ф. Федоров. В рамках осуществляющейся на базе Музея-библиотеки программы библиотечного самообразования ученые, философы, писатели, искусствоведы, преподаватели вузов, сотрудники институтов Российской академии наук читают лекции и лекционные школьникам и студентам по русской философии и литературе, по истории науки и культуры, дают бесплатные научные консультации для всех желающих, оказывают помощь школьникам и студентов в подготовке рефератов и творческих работ. Культурно-просветительская деятельность Музея-библиотеки дополняется широкой научной деятельностью. При библиотеке работает ежемесячный философский семинар, проводятся круглые столы и конференции. Организуются Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова, по материалам которых издаются сборники. Идет подготовка научных и популярных изданий, посвященных Н.Ф. Федорову, философской и научной традиции русского космизма. Сотрудники Музея-библиотеки принимают активное участие в российских и международных научных конференциях, публикуются в научных журналах, сборниках, альманахах, являются авторами монографий. Фондами Музея-библиотеки активно пользуются отечественные и зарубежные специалисты, аспиранты и докторанты, занимающиеся творчеством Н.Ф. Федорова, влиянием его идей на литературу XX века, космической, ноосферной мыслью XX века.