Булгаков Сергей Николавеич (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)
С. Н. Булгаков, религиозный философ, богослов, экономист и публицист, родился 28 июня 1871 г. в семье священника, в маленьком городишке Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, он вырос «под кровом церковным», в атмосфере теплой, сердечной веры. Мальчиком был отдан в семинарию. Предполагалось. что как сын священника Сергей пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась христианской апологетикой. Раздражало и обрядовое благочестие. И вот на последнем курсе Булгаков покидает семинарию, поступает в последний класс гимназии, а по окончании ее – в Московский университет. Он жаждет посвятить себя спасению отечества от «царской тирании». Поэтому избирает юридический факультет, мало отвечавший его душевному и духовному складу, и самоотверженно штудирует политэкономию. Впоследствии свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н. А. Добролюбова, русского критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего со своей средой; с судьбами множества других представителей русской интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия, жаждавших реального дела. Девяностые годы прошлого века были временем распространения в России учения К. Маркса. Сергей Николаевич становится одним из активнейших «легальных марксистов», печатается в их журналах «Начало» и «Научное обозрение». Первая его книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) была даже одобрена Лениным. Оправдывая свое увлечение марксизмом, С. Булгаков писал, что эта доктрина «худо-бедно, но объясняет человеку его самого», отводит ему определенную роль в истории, дает цель жизни и деятельности. Но в самом начале нового столетия, после двухлетнего пребывания за границей, куда молодой ученый направился для работы над диссертацией, начинается перелом в его мировоззрении, тот поворот «от марксизма к идеализму», который определит всю его дальнейшую судьбу.
Уже в магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» (1900) С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием «От марксизма к идеализму».
В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал «Новый путь», а затем – «Вопросы жизни». Осенью 1906 г. Сергей Николаевич переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских собраний. Сотрудничает в журнале «Русская мысль», избирается депутатом 2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает религиозно-философское издательство «Путь». Принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство – это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество. По мнению Булгакова, должны быть раскрыты «онтологические, космологические» стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу докторской диссертации С. Булгакова «Философия хозяйства» (1912), а затем развивается им в философско-богословском трактате «Свет невечерний» (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя, в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 – 1945 гг.
Именно в «Философии хозяйства», главу из которой вместе с частью статьи «Душа социализма» (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно, в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем, каждого человека, «грядущего в мир»; содержится в красоте, славе и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть София Премудрость Божия, которая «реет» над мирозданием, излучает в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София – корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она является залогом полного восстановления образа Божия в природе и в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего – смысл мировой истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой она пребывала до грехопадения.
Впрочем, с таким «сценарием» истории лишь как возвращения мира к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует в его творении. Мировой процесс, утверждает он в «Смысле творчества», это продолжающееся творение, как бы «восьмой» его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь «блудного сына», «изменника алтаря» (так он себя не раз называл) заканчивается возвращением «в отчий дом», в «объятия Отца».
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922 г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе, оттуда переехал в Прагу, а затем – в Париж, где в 1925 г. учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем и деканом этого института.
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу «Расизм и христианство» (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности, уникальности каждой человеческой жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал С. Булгакова центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру «в божественное начало в человеке».
Из нашей библиотеки
- Булгаков С.Н. Первообраз и образ, в 2-х тт. («Свет невечерний» «Философия имени», «Икона и иконопочитание»)
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства
Избранная библиография
- Основныепроблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва,1902 г.)
- Иван Карамазов(в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичнаялекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
- драма Герцена, Киев, 1905.
- Героизм иподвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русскойинтеллигенции)(Статья из сборника «Вехи», Москва.- 1909)
- Русскаятрагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
- Сион, Москва,1915.
- «Светневечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
- «На пирубогов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины»,Москва-Петроград, 1918.
- АпокалипсисИоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
- Философияхозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
- Философияхозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
- Чехов какмыслитель, 1910.
- Посошков», 1918.
- «У стенХерсониса» Ялта, 1923.
- «Свв. Петри Иоанн. Два первоапостола» Ymca-Press, 1926 — 91 с.
- духовный , 1925.
- и культура, 1906.
- Una Sancta (Основанияэкуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
- В. П. Соколову, 1914.
- Слово в деньРождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.),Сергиевские листки. Paris. 1935.
- «Водаскачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки.Paris. 1935.
- Радостьцерковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
- [1] — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
- Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
- НевестаАгнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
- Купина Неопалимая. Опытдогматического истолкования некоторых черт в православном почитанииБогоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
- АгнецБожий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
- Агнец Божий (Автореферат)//Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
- Утешитель. ОБогочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
- Утешитель. ОБогочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. —№ 50. — С. 66-69.
- чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
- богословие» — Вопросы философии и психологии. — М.,1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128(III). — стр. 244—291.
- Друг Жениха(Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press,1927. — 276 с.
- О Царстве Божием//Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
- О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
- Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. —№ 56. — С.66-68.
- Благодатные заветыпреп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. —№ 5. — С. 3-19.
- В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С.108—110.
- Душа социализмаI// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
- Душа социализмаII// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
- Душа социализмаIII// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
- Евхаристическийдогмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. —№ 21. — С. 3-33.
- Жребий Пушкина//Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
- Иерархия и таинства//Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
- Иуда ИскариотАпостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.;№ 27. — С 3-42.
- К вопросу о дисциплинепокаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
- Лозаннская конференцияи папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
- На путях догмы//Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
- Нация ичеловечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
- Очерки учения оцеркви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
- Очерки учения о Церкви.Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости//Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
- Очерки учения о церкви.Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
- Очерки учения о церкви.IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С.39-80; № 16. — С. 19-48
- Письмо профес. ГансаЭренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С.Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
- Православие и социализм(письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
- При реке Ховаре//Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
- Проблема «условногобессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. —№ 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
- «Святой Грааль» (Опытдогматической экзегезы Иο. XIX 34)// Путь. — 1932. —№ 32. — С. 3-42.
- Интеллигенция ирелигия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
- Апокалиптика исоциализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. —СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
- ЛествицаИаковля. Об ангелах. Париж, 1929
- О моих похоронах.//Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
- Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
- Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248
- Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857