Музей-библиотека Н.Ф. Федорова. Хроника, июнь 2018 года

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Sbornik2018.JPG
30 июня. Семинар медленного чтения «“Философия общего дела” глазами читателей XXI века». Тема: «Письма Н.Ф. Федорова: рождение смыслов и текстов». Читая и комментируя письма Н.Ф.Федорова, мы поговорим об особенностях федоровского эпистолярия, разберем, какие темы творчества мыслителя зарождаются в его письмах и какой предстает в них личность философа общего дела.
Презентация сборника «Московский Сократ: Николай Федорович Федоров (1829–1903)». Сборник научных статей / Сост. А.Г. Гачева, ‡ М.М. Панфилов. М.: Академический проект, 2018.
Книга выпущена в преддверии 190-летнего юбилея выдающегося отечественного мыслителя, знаменитого библиотекаря Румянцевского музея Николая Федоровича Федорова (1829–1903). Ее основу составляют избранные материалы XIII, XIV, XV и XVI Международных научных чтений памяти Н.Ф. Федорова, прошедших в 2011, 2013, 2014, 2016 гг.

Участники сборника, ученые из России, Украины, Сербии, Польши, Японии, США, рассматривают круг идей Московского Сократа в историческом и современном контексте, анализируют разные пласты его наследия — история и антропология, гносеология и этика, философия культуры и философия языка, рассматривают линии пересечения идей Федорова с отечественной и мировой мыслью и литературой. Ряд статей подготовлен в рамках проекта «Н.Ф. Федоров. Энциклопедия», старт которому был дан на XVI Международных научных чтениях памяти Н.Ф. Федорова (с 2018 г. проект ведется в ИМЛИ РАН при поддержке РФФИ). Отдельный раздел посвящен проблемам и перспективам исследования русского космизма, родоначальником которого является Н.Ф. Федоров.

В рубрике сборника «In memoriam» печатаются памятные статьи и воспоминания, посвященные литературоведу, философу Светлане Григорьевне Семеновой (1941–2014), ведущему исследователю философии Н.Ф. Федорова в ее связях с литературой и культурой, публикатору его наследия; историку, книговеду Михаилу Михайловичу Панфилову (1946–2016), в 1999–2016 возглавлявшему НИО книговедения РГБ; поэту, богослову, историку церкви Валентину Арсентьевичу Никитину (1947–2017); философу и поэту Юрию Владимировичу Линнику (1944–2018); инженеру, футурологу, создателю проекта «Информоград» Владимиру Ильичу Бодякину (1951–2016); художнику, педагогу, режиссеру Ольге Владимировне Солодковой (1963–2017), рабочему, строителю часовни на родине Н.Ф. Федорова Александру Матвеевичу Воробьеву (1937–2014).

24 июня (воскресенье), 14.00. Философский семинар Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. С докладом «Метаморфоза пола. Эротическая революция Н.А. Бердяева» выступит Юрий Юрьевич Черный,кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ. Также на заседании мы представим научный сборник "Московский Сократ. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903)", включающий избранные статьи, подготовленные по итогам XIII-XVI Международных научных чтений памяти Федорова.


22 июня. Мы устраиваем большую памятную встречу к очередной годовщине первого дня Великой Отечественной войны. Начнем с представления подростковых дневников, которые в войну вел уральский художник и поэт-шестидесятник Юрий Трофимов. Эта хроника маленького тылового Алапаевска 1943 - 1945 гг., писавшаяся 11 - 13 летним подростком, читается как настоящая литература факта. Блестящий уральский документалист Владимир Попов на ее основе снимает сейчас фильм о художнике.
Дневники и стихи Трофимова мы услышим в чтении самого автора и Владимира Попова (в записи), а также в живом исполнении поэта и искусствоведа Ирины Мясковской. Фортепианными включениями ее поддержит композитор Евгений Морошкин. На большом экране будут показаны живописные и фото-работы Трофимова, а также кинопрелюдия, снятая Поповым к недавнему юбилею Юрия Сергеевича.
Во второй части акции "Постарайтесь вернуться назад" прозвучит своеобразный поэтический реквием. Океаналог и писатель Сергей Смолицкий прочтет стихи поэтов-фронтовиков – Константина Симонова, Александра Твардовского, Семена Гудзенко, Бориса Слуцкого, Юлии Друниной, Булата Окуджавы, Давида Самойлова, Иона Дегена, Владимира Лившица.


19 июня В нашей Библиотеке №180 состоится финисаж уникальной выставки акварелей и графики Юлия Берковкого (1922 - 2017) "Деревянные церкви Подмосковья". Эта серия создавалась в 1972–1977 годах, когда недалеко от Москвы погибали одна за другой старинные деревянные церкви. Юлий Романович сделал своей целью если не сохранить, то хотя бы зафиксировать этот пласт культуры, перенести его в художественное пространство.
Финальную экскурсию проведут сын художника, искусствовед Богдан Берковский и хранитель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева. После состоится небольшой вечер памяти Юлия Романовича, на котором родные и друзья расскажут о судьбе художника, прошедшего всю войну, долгие годы работавшего в Фотохронике ТАСС, о последних десятилетиях его жизни, когда Берковский потерял зрение, но не потерял мужества и стал писать - философские книги, статьи об искусстве, воспоминания.


15 июня. Лекторий «Идеальный библиотекарь». Лекция Веры Терехиной «“У меня, да и у вас, в запасе вечность”. Как Маяковский читал Пушкина». Пресс-релиз


7–10 июня. XVII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова


19 мая — 19 июня. Выставка художника, фотокорреспондента ТАСС Юлия Берковского (1922 - 2017) "Деревянные церкви Подмосковья", которую открыли в рамках своей Ночи в Музее. В 1974-1975 гг. Берковский ездил по Подмосковью, делая акварельные рисунки разрушающихся деревянных церквей XVII, XVIII, XIX веков, а в 1976-1977 гг. выполнил по ним серию гравюр. Многие из этих исторических памятников сейчас утрачены, другие - перестроены и неузнаваемы, можно сказать, Юлий Романович успел ухватить их образы "в последний момент". Важно при этом оговорить, что на своей выставке мы имеем дело прежде всего с художественным фактом. Рисунки Берковского дают ясное понимание того, что такое самоценный живописный жест, они искренне впечатляют той ощутимой уверенностью, "всесильностью", с которой проводится линия, кладется цвет. Получается, что свою задачу - сохранить и передать дальше исчезающее наследие - Берковский решил именно как художник: не просто задокументировав свой предмет, но переведя, перенеся его в живописную реальность.