Шаблон:2023 год, декабрь
Пятая лекция авторского цикла лекций киноведа Августины до Егито «Христианство и кинематограф», посвященного анализу религиозного содержания в классических произведениях киноискусства ХХ–ХХI веков. Лекция будет посвящена творчеству прославленного шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана (1918 – 2007).
Сын лютеранского священника, Бергман уделял большое значение религиозной проблематике в своем творчестве. В частности с 1961 по 1963 годы он создал так называемую «трилогию веры»: «Сквозь тусклое стекло» (1961), «Причастие» (1962), «Молчание» (1963). «Трилогия веры» знаменует новый этап в мировоззренческой позиции Бергмана, где с особой силой обнажается кризис традиционной религии. Проблема молчания Бога интерпретируется автором не с богословских позиций, но в контексте отчужденности героев. Замкнутость, равнодушие, черствость, невозможность наладить диалог даже с самыми близкими людьми переключает акцент с поиска трансцендентного Бога на установление коммуникации с ближним.
Автор и ведущая цикла – киновед, преподаватель «Языка кино», «Семиотики кино» Московской международной киношколы № 40, выпускница аспирантуры ПСТГУ по направлению «Философия, этика, религиоведение», преподаватель ПСТГУ Августина До Егито.
Приглашаем в Библиотеку № 180 им. Н.Ф. Федорова на Вечер памяти создателя Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, философа, литературоведа, писателя Светланы Григорьевны Семеновой "Я всегда хочу невозможного...". Именно она в 1970-е годы открыла после десятилетий забвения имя выдающегося христианского мыслителя, автора «Философии общего дела» Николая Федоровича Федорова. Ее подвижническому труду мы обязаны появлением и знаменитого издания сочинений Федорова 1982 года в серии «Философское наследие», и Собрания сочинений, выпущенного в 1990-е годы. Светлана Семенова вводила идеи Московского Сократа в контекст современности и в горизонт споров о будущем. В книгах Светланы Семеновой «Преодоление трагедии: “Вечные вопросы в литературе”» (1989), «Метафизика русской литературы» (2004), «Русская литература XIX–XX вв.: От поэтики к миропониманию» (2016) и др. русская литература представала как образно-художественная философия, в которой звучали вопросы о человеке и природе, смерти и бессмертии, творчестве и воскрешении, неродственности и восстановлении родства. На вечере памяти выступят друзья и коллеги Светланы Семеновой, будут представлены новые материалы к истории издания сочинений Федорова в 1982 году, ставшего для С.Г. Семеновой настоящим духовным подвигом, прозвучат фрагменты пьесы о С.Г. Семеновой, написанной В.Г. Тучиным.
14:00. Семинар медленного чтения "Философия общего дела" Н.Ф. Федорова глазами читателей XXI века". Мы продолжим разбор главного сочинения Федорова «Вопрос о братстве, или родстве… Записка от неученых к ученым». В этот раз будем говорить о федоровской философии быта и дома, о том, как в человечестве, вставшем на путь общего дела, изменится обстановка семейной жизни, жилища, обставленные по последнему слову комфорта, внушают философу ужас безысходности, почему он считает, что чистота и лоск этих жилищ "прикрывает собой наше бессилие перед природой" и как сделать так, чтобы наш дом не оказался "замкнутым, закрытым от Бога".
16:00. Вторая лекция и семинар с элементами медленного чтения, посвященные роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Тема встречи: "Роман "Братья Карамазовы": отцовство и сыновство". Лектор и ведущий - доктор филологии, исследователь Достоевского Анастасия Гачева.
Анонс лекции и семинара:
В начале 1878 года Достоевский начинает работу над своим главным романом, который стал «увенчанием здания» всего его творчества. Роман писался под впечатлением горькой утраты – внезапной смерти младшего сына писателя Алеши – и стал в полном смысле слова «преодолением трагедии». В образе главного героя – Алеши Карамазова – Достоевский воскрешает своего умершего сына, открывает ему возможность прожить непрожитую жизнь, делает его исповедником своей веры в воскресение, в преображение мира на началах Христовой любви и правды. Рядом с Алешей в романе живут и действуют его братья – старший Димитрий и средний Иван. Каждый из них проходит свой путь, который может привести к погибели или к спасению. И каждый из братьев, представителей «случайного семейства», вступает в свои взаимоотношения с отцом – Федором Павловичем Карамазовым, в дом которого они приезжают спустя годы после скитаний по чужим углам. О том, как разворачивается один из главных сюжетов романа – сюжет отечества и сыновства, в глубине которого – транспонированная на современность притча о блудном сыне, расскажет исследователь наследия Достоевского, доктор филологических наук Анастасия Гачева. Во второй половине встречи она вместе со слушателями разберет первую книгу романа – «История одной семейки».