Святитель Феофан, Затворник Вышенский
Содержание
- 1 Рождение. Первые годы жизни
- 2 Начало пути. Семинария и Академия
- 3 Монашеский постриг. Священство
- 4 Воспитатель будущих пастырей. Начало подвижнической жизни
- 5 В духовных школах провинции и столицы. Первые труды по нравственному богословию
- 6 В Русской Духовной Миссии на Святой Земле
- 7 Исследователь, переводчик и церковный деятель
- 8 Ректор и профессор Олонецкой семинарии
- 9 Настоятель русской Посольской церкви в Константинополе. «Письма о христианской жизни»
- 10 Во главе Санкт-Петербургской духовной академии
- 11 Архиерейская хиротония. На Тамбовской кафедре
- 12 Архипастырь древнего Владимира
- 13 Уход в затвор — на служение Богу и людям молитвой и трудами
- 14 Вышенский подвижник и духовный писатель
- 15 Творческое наследие Феофана Затворника
- 16 Блаженная кончина святителя Феофана, его посмертное почитание и прославление
Рождение. Первые годы жизни
Святитель Феофан (Егор Васильевич Говоров) родился в 1815 г. семье священника Владимирской церкви села Чернавск-на-Сосне Елецкого уезда Орловской губернии. Отец будущего подвижника, Василий Тимофеевич Говоров, был сыном церковного чтеца села Фашни Малоархангельского уезда Орловской губернии. Он окончил Севскую духовную семинарию со званием студента и в начале XIX в. был рукоположен епископом Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) во священника. Вскоре после рождения сына он получил назначение на должность благочинного и исполнял ее в течение тридцати лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных». Мать, Татьяна Ивановна, происходила из семьи священника с. Паниковцы, Елецкого уезда, Орловской губернии, Ивана Ивановича Попова. Егор был пятым ребенком в семье. Детей в семье о. Василия было семеро: три дочери и четыре сына. Как пишет исследователь жизни и творчества святителя Феофана Затворника архимандрит Георгий (Тертышников), «благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия ярко проявлялись характерные черты личности: от отца он унаследовал сильный и глубокий ум, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. Во внешнем облике Георгий унаследовал, по свидетельству ближайших родственников, черты матери. Природные задатки и качества души, приобретенные в семье, развитые и умноженные непрестанной работой будущего святителя над собой, раскрыли его душу для благодатного воздействия и водительства Божия и составили основу того светлого и цельного облика Затворника, который нам известен из его жизни и трудов». Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить. Однажды после вечерни он был заперт на колокольне сторожем, не заметившим его. Чтобы не дожидаться другого дня, мальчик спустился по веревке, протянутой от колокола к земле. Была серьезная опасность для его жизни, но Господь хранил Своего избранника. Узнав о случившемся, отец Василий сказал многозначительные, пророческие слова: “Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!”».
Начало пути. Семинария и Академия
В 1823 году Георгий поступил в духовное училище города Ливны, где продолжилось его образование. Через 6 лет в числе лучших учеников Ливенского духовного училища Георгий был переведен в Орловскую духовную семинарию. Здесь он изучал богословские, философские, словесные, исторические и физико-математические науки, еврейский, греческий, латинский и немецкий языки. В семинарских ведомостях неоднократно отмечалось, что он «отличается склонностью к уединению и трудолюбию», «назидателен в обращении с товарищами и подает собою пример трудолюбия и благонравия», «кроток и молчалив». Г. В. Говоров «был один из лучших учеников своего курса, занимая 4-е место в списке». В годы учебы в семинарии у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. В обществе своих родных юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленного. До конца своей жизни епископ Феофан благоговел перед памятью святителя Тихона, подражая ему в жизни и творениях. Обучаясь в семинарии, Георгий Говоров очень любил заниматься решением духовно- нравственных вопросов. Особенно же он отличался знанием Библии, чем даже однажды на экзамене обратил внимание епископа Орловского и Севского Никодима (Быстрицкого), хорошо знавшего Священное Писание и весьма ценившего тех учеников, которые показывали выдающиеся успехи в этом предмете. Все это имело громадное влияние на дальнейшую судьбу Георгия Говорова — именно по ходатайству преосвященного как один из лучших студентов он был направлен в Киевскую академию. Киевская духовная академия во второй половине 30-х — начале 40-х годов XIX в. переживала период особого подъема. Во главе академии стоял замечательный богослов, ученый и историк Западного края России, знаменитый церковный проповедник епископ Чигиринский (впоследствии архиепископ Херсонский) Иннокентий (Борисов). Среди профессоров академии были выдающиеся церковные ученые: архимандрит Димитрий (Муретов) (впоследствии архиепископ), архимандриты Иеремия (Соловьев) и Фотий (Ширеевский), И. М. Скворцов, Я. К. Амфитеатров.
По свидетельству современников, именно здесь, в Киевской академии, студент Георгий Говоров развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только сокурсников, но и преподавателей. «Никто лучше его не писал, — говорил впоследствии о преосвященном Феофане его сокурсник по академии митрополит Московский Макарий (Булгаков), — только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения». Несмотря на то, что на курсе Георгия Говорова много было выдающихся студентов, он считался одним из лучших учащихся своего курса. При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание и своим поведением. Академическая инспекция постоянно характеризовала его как человека «весьма скромного», «честного поведения», отличающегося благонравием, исправностью в отношении своих обязанностей, «любовью к богослужению», и как «подающего пример другим». И собственное душевное настроение, и академическая, и лаврская среда располагали Георгия Васильевича Говорова к принятию монашества. Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви и окончательно решился на него только после долговременного размышления, пережив тяжелую душевную борьбу.
Монашеский постриг. Священство
15 февраля 1841 года, с разрешения академического и высшего духовного начальства ректором Киевской духовной академии архимандритом Иеремией (Соловьевым) был совершен чин пострижения в монашество Георгия Васильевича Говорова с именем Феофан, что значит «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника, Сигрианского (память 12 марта (ст. ст.)). Постриг состоялся в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря. Вместе с Феофаном постриглись в монашество, в частности, вышеупомянутый Макарий (Булгаков) и Михаил (Монастырев), скончавшийся в 1846 г. архимандритом в должности инспектора Киевской духовной академии. Вскоре после пострижения монах Феофан вместе с другими новопостриженными иноками был представлен святителю Филарету (Амфитеатрову), митрополиту Киевскому, который обратился к ним с такими словами наставления: «Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас… Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте…». Иноки посетили и знаменитого Киевского старца, преподобного Парфения. Впоследствии преосвященный Феофан так вспоминал об этом событии: «В Киевской академии постригли нас четверых в монахи. После пострижения мы отправились в Лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению, духовнику митрополита и Лавры, умному молитвеннику. “Вот вы ученые монахи, — говорил старец, — набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь”, — и я с молодых дней этого искал, и просил, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». 7 апреля возведенный в сан епископа Чигиринского и назначенный ректором Киевской духовной академии Иеремия (Соловьев) в большом Успенском соборе Киево-Печерской лавры рукоположил инока Феофана во иеродиакона, а уже 7 июля — во иеромонаха. В этом же, 1841 году, иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра богословия, и причислен к первому разряду выпускников. Он успешно сдал выпускные экзамены, а его курсовое сочинение под названием «Обозрение подзаконной религии» в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) в своем отзыве по достоинству оценил этот труд следующими словами: «Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра»
Воспитатель будущих пастырей. Начало подвижнической жизни
С окончанием академии началось время служебной деятельности иеромонаха Феофана на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года он был назначен исполняющим должность ректора Киево-Софийского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением Киевского митрополита Филарета, а с 15 октября начал преподавать латинский язык в высшем отделении этого училища. О деятельности иеромонаха Феофана на посту ректора Киево-Софийского училища, о его влиянии на детей впоследствии так писал его племянник И. А. Крутиков: «Феофан заботился не о временном только благополучии, но и о вечном их счастии: стремясь сделать из детей истинных христиан, он особенно старался о развитии любви их к молитве и церковному богослужению, о сохранении в отроках детской чистоты, совестливости, послушания, смирения и полного доверия к старшим — тех достохвальных качеств души и сердца, имея который в виду, Спаситель сказал Своим ученикам и народу: аще не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное. Да, Феофан был замечательный педагог; руководствуясь вышесказанными началами воспитания, при исполнении своих обязанностей, он достигал великих результатов. Наряду с исполнением своих служебных обязанностей, иеромонах Феофан обратил внимание на самого себя, на свое духовное самообразование соответственно своему званию. Он вошел в тесные общения со старцами, часто беседовал с ними… о науке или великом искусстве монашеской жизни. Знал это иеромонах Феофан и потому со вниманием, как послушный ученик, выслушивал их советы и повествования о трудностях благочестивой жизни. Об этом он написал целое исследование под заглавием “Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения”, в котором указывал, что каждому человеку и мирянину в деле спасения непременно нужно иметь опытного руководителя и духовного отца, что без сего могут не принести плода самые добрые начинания. Руководствуясь этим принципом, молодой иеромонах Феофан находился в тесных отношениях с лаврскими иноками, особенно с старцем Парфением, которого почитал, как отца. К этому времени, вероятно, относится и начало изучения им святоотеческих подвижнических сочинений, которые впоследствии так основательно узнал и которыми, после Св. Писания и Св. Предания, пользовался в своей обширной учебной и ученой литературной деятельности. С тех пор изучение этих великих творений, проникнутых опытом своей жизни, стало делом всей его жизни, — он изучал их и практически, и научно, причем до того проникся духом их, что речь его, о чем бы ни была, носила явные следы аскетических творений».
В духовных школах провинции и столицы. Первые труды по нравственному богословию
7 декабря 1842 года состоялось перемещение иеромонаха Феофана в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателем психологии и логики. Новое назначение позволило отцу Феофану использовать опыт, накопленный в Киево-Софиевском училище, развить и углубить сформировавшиеся в период ректорства взгляды на построение учебно-воспитательного процесса 13 декабря 1844 года состоялся перевод иеромонаха Феофана (Говорова) в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. Молодой педагог опирался на опыт аскетический и психологический. При этом он не полагался на свои силы и показал свои лекции знатоку аскетических творений архимандриту Игнатию (Брянчанинову), который прочел и одобрил их. К 1845–46 годам относится первый серьезный труд иеромонаха Феофана в области нравственного богословия — «Краткое учение о богопочитании», в основе которого —характеристика главных обязанностей христианина. В этом же 1846 году иеромонах Феофан был определен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии, а также удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. Хотя будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, однако его влекло другое — уединенная монашеская жизнь. Об этом свидетельствует следующая выдержка из его письма епископу Иеремии (Соловьеву): «Преосвященный Владыко, милостивый мой отец и благодетель! Простите, Господа ради, что я докучаю Вам то своим непотребством, то, может быть, заносчивыми предприятиями. Говорю, может быть, ибо они не обдуманы, а лежат на душе, нудят и томят, не стихают, а все растут-растут. Но, Господи, имиже веси судьбами, устрой о мне вещь. Ученою должностью начинаю тяготиться до нетерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел».
В Русской Духовной Миссии на Святой Земле
Но этим замыслам отца Феофана об уединенной жизни в молитве и непрестанном пребывании на службе Божией в ту пору не суждено было сбыться. В начале 1847 года в Петербурге, по инициативе Императора Николая I, было начато дело об учреждении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Решением Святейшего Синода вместе с начальником Миссии, архимандритом Порфирием (Успенским) положено было «отправить… одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших с успехом курс наук в духовно-учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались бы благонравием». В состав Миссии избрали иеромонаха Феофана (Говорова), «как мужа благочестивого», «инока набожного, трезвенного и целомудренного». 14 октября 1847 года он направился вместе с другими членами Миссии в Палестину — через Киев, Одессу и Константинополь. В задачи Русской Духовной Миссии входило установление контактов с греческим и арабским духовенством на Святой Земле, совершение богослужений, как на церковнославянском, так и на греческом языке, в том числе и на Гробе Господнем, духовное окормление и поддержка прибывающих в Иерусалим русских паломников, миссионерство, ученые занятия, связанные с исследованием и переводом на русский язык памятников раннехристианской и святоотеческой письменности и документов по истории Церкви, находящихся в архивохранилищах Палестины и в целом православного Востока, и даже написание икон для арабских православных храмов. Во всех этих трудах иеромонах Феофан принимал самое деятельное участие. В первую очередь, это, конечно, были богослужения, молитва у Гроба Господня и других христианских святынь. Нелегкая жизнь в непрестанных трудах и заботах ждала членов Русской Духовной Миссии, остановившихся сперва в Святогробской обители, а затем и в отведенных им помещениях Иерусалимского Архангельского монастыря. По итогам первого года пребывания Миссии в Иерусалиме русский консул в Бейруте К. М. Базили сообщает в письме посланнику в Константинополе В. П. Титову, что «житие нашего духовенства ставят в образец монашеству всех исповеданий. […] В самом деле зрелище утешительное для Русского, для христианина видеть по соседству Гроба Господня далеких пришельцев из христианского севера, преданных мирным и ученым своим занятиям среди движения племен в Иерусалиме, изуверства и невежества, коими знаменуются по большей части представители других наций. Добрая слава о духовенстве нашем проникла и в мусульман, знакомые мои приматы мусульмане Иерусалимские сами говорили мне, что если бы духовные лица всех христианских племен следовали примеру наших Иерусалимских отшельников, то дела святогробские приняли бы иной оборот». В этом же письме содержится краткая характеристика отца Феофана: «Иеромонах Феофан, достойный сотрудник [архимандрита — С. Л.] Порфирия, по христианским своим добродетелям, по кротости нрава и по своей основательной учености…».