Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Видео)
(Некрологи и слова памяти)
Строка 127: Строка 127:
 
{{Конец скрытого блока}}
 
{{Конец скрытого блока}}
 
<br>
 
<br>
 +
{{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =IN Мemoriam (Из сборника научных статей «Московский Сократ: Николай Федорович Федоров»
 +
|Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}}
 +
{|class="unsortable wikitable book-contents"
 +
|-
 +
| Сердечная мысль Светланы Семеновой ||{{ФС2018| 764}}
 +
|-
 +
| ''Б.Н. Тарасов.'' Светлана Семенова ||{{ФС2018| 774}}
 +
|-
 +
| ''А.С. Балакирев.'' С.Г. Семенова и судьбы активно-эволюционного мировоззрения в России||{{ФС2018| 770}}
 +
|-
 +
| ''Г.П. Аксенов.'' Героиня умственной свободы||{{ФС2018| 777}}
 +
|-
 +
| ''Ю.А. Дунаев.'' Слово о философе||{{ФС2018| 781}}
 +
|-
 +
| ''В.Ф. Пряхин.'' О Светлане Григорьевне Семеновой||{{ФС2018| 784}}
 +
|-
 +
| ''М.Р. Мелкумян.'' Штрихи к портрету||{{ФС2018| 785}}
 +
|-
 +
| ''В. Потапов.'' Светлана Семенова ||{{ФС2018| 786}}
 +
|-
 +
| ''О.А. Бабанова.'' Светоч моей жизни (воспоминание о С.Г. Семеновой) ||{{ФС2018| 792}}
 +
|-
 +
| ''Б.Г. Режабек.'' Светлый луч мысли ||{{ФС2018| 793}}
 +
|-
 +
| ''Д.М. Янг.'' Воспоминания о Светлане Семеновой||{{ФС2018| 796}}
 +
|-
 +
| ''В. Меденица.'' Всевидящие очи||{{ФС2018| 797}}
 +
|-
 +
| ''В.А. Никитин.'' Светлой памяти Светланы Семеновой ||{{ФС2018| 801}}
 +
|-
 +
| ''Д.С. Московская.'' Осколки воспоминаний ||{{ФС2018| 802}}
 +
|-
 +
| ''А.И. Чагин.'' Неоконченный разговор (читая дневники Светланы Семеновой)||{{ФС2018| 804}}
 +
|-
 +
| ''А.Ю. Коробов-Латынцев.'' Светлана Григорьевна Семенова. «Тайны Царствия Небесного»||{{ФС2018| 809}}
 +
|-
 +
| ''Н.В. Коротков.'' Светлой памяти матриарха русского космизма ||{{ФС2018| 810}}
 +
|-
 +
| ''В.Г. Тучин.'' Несколько слов о философии восхождения Светланы Семеновой||{{ФС2018| 811}}
 +
|-
 +
| ''В.П. Васильев.'' Вспоминая прошлое, думаем о будущем||{{ФС2018| 813}}
 +
|-
 +
| ''Л.В. Бабанова.'' Светлана Семенова на родине Федорова||{{ФС2018| 814}}
 +
|-
 +
| ''В.А. Хомяков.'' «Я верю в жизнь на тысячу веков»||{{ФС2018| 817}}
 +
|-
 +
| ''В.А. Хомяков.'' На родине Николая Федорова||{{ФС2018| 819}}
 +
|-
 +
| ''А.Г. Гачева.'' Мама ||{{ФС2018| 821}}
 +
|-
 +
| ''В. Балясный.'' СветЛана||{{ФС2018| 823}}
 +
|-
 +
|-
 +
|}
 +
 +
{{Конец скрытого блока}}
 
<!--
 
<!--
 
==Видео==
 
==Видео==
Строка 136: Строка 192:
 
'''[[Гачев|Георгий Гачев]] и Светлана Семенова'''</center>
 
'''[[Гачев|Георгий Гачев]] и Светлана Семенова'''</center>
 
<hr>-->
 
<hr>-->
 +
 
==Видео==
 
==Видео==
 
<center>
 
<center>

Версия 18:55, 23 августа 2021


С.Г. Семенова

СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.

А.Г. Гачева


Статья в Википедии


Сочинения

  1. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
  2. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
  3. Тайны Царствия Небесного. М., 1994
  4. Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
  5. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
  6. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003
  7. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
  8. Философ будущего века: Николай Федоров
  9. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
  10. Валентин Распутин
  11. Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
  12. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
  13. Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012
  14. Русская литература XIX–XX веков: От поэтики к миропониманию.М., 2016
  15. Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова. М. 2020

Из статей и интервью

  1. Мир Чехова: философский абрис
  2. Cмысл и задание русской религиозно-философской мысли
  3. Глобализация и ноосфера
  4. «Спасет ли мир красота»
  5. Космическая мысль России (совм. с Гачевой А.Г.)
  6. «Нынешняя свобода забыла о равенстве и братстве» («Слово»)
  7. Высшая правда Николая Федорова

Некрологи и слова памяти




Видео

11.05.1999. Доклад "Пушкин и Федоров: два пророческих явления русского духа"
на открытии VIII Федоровских чтений. Институт мировой литературы РАН.