Хлебников Виктор Владимирович — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''ХЛЕБНИКОВ Велимир (псевд. Виктора Владимировича Хлебникова)''' (28.10(09.11.)1885, с. Тундутово Че...»)
(нет различий)

Версия 00:43, 10 декабря 2014

ХЛЕБНИКОВ Велимир (псевд. Виктора Владимировича Хлебникова) (28.10(09.11.)1885, с. Тундутово Черноярского уезда, Астрахан. губ. – 28 июня 1922, дер. Санталово Новгородской обл.) – поэт, мыслитель, представитель рус. авангарда. В 1903 г. закончил гимназию в Казани, поступил в Казанский ун-т на физ.-мат. ф-т, где специализировался по естественному отделению. Публиковал науч. статьи по зоологии, занимался философией, писал стихи и прозу. Осенью 1908 г. перевелся в Петербургский ун-т, где вскоре перешел с физ.-мат. ф-та на историко-филологический, но регулярно не учился, целиком предавшись литературе и коллективным акциям единомышленников. В 1912 г. вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским выпустил манифест «Пощечина общественному вкусу». В 1913 г. издал книгу «Творения», в 1915 – «Новое учение о войне», в 1916 – «Время – мера мира», где через изучение былых войн пытался предсказать перипетии Первой мировой войны, выявить ее жестокую абсурдность. Был призван в армию, но служба свелась к пребыванию то в учебных командах, то в лазарете. В 1917 г. написал стихотворный манифест «Воззвание Председателей земного шара» с призывом к государствам окончить войну. После революции скитался по разным городам. В 1920–1921 гг. предпринял путешествие в Персию, на обратном пути подвергся грабежу, осел в Пятигорске, помогал беспризорным, писал стихи о голоде. В 1922 г. в Москве работал над «Досками судьбы». Х. размышлял о природе и философии времени, о числовых, ритмических закономерностях исторического процесса (крупные, поворотные события, войны, революции, рождение великих людей). Исследуя «законы времени», стремился найти способы предсказания грядущего, «обосновать свое право на провидение», искал доступ к «стрелке судьбы», дабы обуздать слепой рок, преодолеть природную необходимость, силы розни и разделения в социуме, «соборное людоедство», проявляющееся в войне. Дал худож.-филос. критику технизированной бездушной цивилизации с ее культом вещей и поклонением смерти (поэма «Журавль», 1909). Выделял два типа людей – «приобретатели», «утонувшие в законы семей и законы торга», думающие о насыщении желудка, и «изобретатели», «будетляне», ищущие новых творческих путей мира. «Изобретатели», «творяне» – для Х. истинное человечество, ощущающее себя в пути к будущему, как бы новый эволюционный тип, вызревающий в лоне нынешнего рода людского («мы еще только начало»). Творчески преломляя идеи Лобачевского, Минковского, Эйнштейна, представления о четырехмерном пространстве-времени, Х. выдвигал идеал будущего государства как государства времени в противовес существовавшим и существующим государствам пространства. Всемирное государство времени управляется Правительством земного шара, состоящим из выдающихся отечественных и мировых деятелей, близких будетлянским идеям и устремлениям. «Зачеловеческие сны» Х. о будущем включали мечту о регуляции земли, об обращении техники на службу жизни (искусственное дождевание, облакоходы, возделывающие поля с неба, новые пути сообщения, «радио будущего», приобщающее «к единой душе человечества»), о совершенствовании физической природы человека, обретении им способности летания, нового, «бескровного», типа питания, о преодолении времени, победе над смертью. Х. утверждал идею ответственности человека перед природой и вселенной, родственную любовь к живым существам, видел в человеке мыслительный авангард земли, сближаясь с рус. космизмом. В худож.-эстетич. плане Х. начинал со своеобразного идейного и языкового «панславизма», избавляясь от иностранных слов, актуализировал славянскую языковую архаику, однако в процессе творческого развития пришел к планетарному видению: «Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был материковым». Утверждая, что «родина творчества – будущее», видел в худож. деятельности путь к просветлению и преображению человека и мира. Через эксперименты со словом, образом, композицией стремился к преодолению законов необходимости, линейного потока времени. Выдвигал идею «мирового заумного языка», служащего объединению человечества. Синтетическая эпоха будущего, по Х., примиряет Европу и Азию, вмещает в себя пантеон мировых религий, в ней должно быть создано новое священное видение вещей (великая единая Книга), обнимающее в едином интеграле весь род людской, всю природу и вселенную.

Семенова С.Г.


Соч.: Творения. М., 1986; Собр. соч.: В 6 т. М., 2000–2006.

Лит.: Григорьев В.П. Будетлянин. М., 2000; Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911–1998. М., 2000; Семенова С.Г. Велимир Хлебников // Семенова С.Г. «Зачеловеческие сны» Велимира Хлебникова // Семенова С.Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. Т. 1.