Цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда», 2 и 9 июля 2014 г. — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''2 и 9 июля 2014 года в 19-30 в [http://www.jewish-museum.ru Еврейском музее и центре толерантности] в рамках выставки «Авангард и авиация» А.Г. Гачева прочтет цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда».
+
'''2 и 9 июля 2014 года в 19-30 в [http://www.jewish-museum.ru Еврейском музее и центре толерантности] в рамках выставки «Авангард и авиация» доктор филологических наук, в.н.с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева прочтет цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда».
 
'''
 
'''
  
 
Первая лекция цикла, назначенная на 2 июля, называется "Русский космизм: образ мира, человека, истории". Она посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего. Мысль о преодолении пространственной ограниченности человечества, победе над разделяющим пространством вызывала внимание к «воздухоплаванию», полетам в пределах земной атмосферы, открывала перспективу выхода в космос для его освоения и преображения, для «космического хозяйствования», распространяющего Божью заповедь «обладания землей» на весь Универсум. И неразрывно сплеталась с мечтой о победе над временем, достижении бессмертия, возвращении к жизни всех ушедших в небытие. Космисты утверждали антиэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень «стройности» в природе, указывали на Логос, влекущий материю к совершенству. Человек – орудие Божественного Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, соработник Творца в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров). Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия — и оправдание человека — как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории: в своем высшем задании она есть поле встречи Творца и вершинного Его творения, богочеловеческого соработничества, пространство благого труда и творчества.
 
Первая лекция цикла, назначенная на 2 июля, называется "Русский космизм: образ мира, человека, истории". Она посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего. Мысль о преодолении пространственной ограниченности человечества, победе над разделяющим пространством вызывала внимание к «воздухоплаванию», полетам в пределах земной атмосферы, открывала перспективу выхода в космос для его освоения и преображения, для «космического хозяйствования», распространяющего Божью заповедь «обладания землей» на весь Универсум. И неразрывно сплеталась с мечтой о победе над временем, достижении бессмертия, возвращении к жизни всех ушедших в небытие. Космисты утверждали антиэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень «стройности» в природе, указывали на Логос, влекущий материю к совершенству. Человек – орудие Божественного Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, соработник Творца в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров). Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия — и оправдание человека — как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории: в своем высшем задании она есть поле встречи Творца и вершинного Его творения, богочеловеческого соработничества, пространство благого труда и творчества.
  
'''9 июля 2014 года'''  в Еврейском музее и центре толерантности в рамках работы выставки «Авангард и авиация» доктор филологических наук, в.н.с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».
+
'''9 июля 2014 года'''  в Еврейском музее и центре толерантности в рамках работы выставки «Авангард и авиация» А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».
  
 
В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.
 
В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.

Версия 22:30, 7 июля 2014

2 и 9 июля 2014 года в 19-30 в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Авангард и авиация» доктор филологических наук, в.н.с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева прочтет цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда».

Первая лекция цикла, назначенная на 2 июля, называется "Русский космизм: образ мира, человека, истории". Она посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего. Мысль о преодолении пространственной ограниченности человечества, победе над разделяющим пространством вызывала внимание к «воздухоплаванию», полетам в пределах земной атмосферы, открывала перспективу выхода в космос для его освоения и преображения, для «космического хозяйствования», распространяющего Божью заповедь «обладания землей» на весь Универсум. И неразрывно сплеталась с мечтой о победе над временем, достижении бессмертия, возвращении к жизни всех ушедших в небытие. Космисты утверждали антиэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень «стройности» в природе, указывали на Логос, влекущий материю к совершенству. Человек – орудие Божественного Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, соработник Творца в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров). Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия — и оправдание человека — как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории: в своем высшем задании она есть поле встречи Творца и вершинного Его творения, богочеловеческого соработничества, пространство благого труда и творчества.

9 июля 2014 года в Еврейском музее и центре толерантности в рамках работы выставки «Авангард и авиация» А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».

В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.

Вход свободный.

Образовательная программа выставки

2014 07 02 gacheva.jpg


Aviazija i avangard.jpg